Лилия Барановская
Конспект занятия «Звук и буква У» с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия «Звук и буква У»
с детьми, имеющими фонетико– фонематическое недоразвитие речи
Цель:
Развитее фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Знакомство с буквой У.
2. Знакомство с артикуляцией звука У.
3. Чёткое произнесение звука.
4. Нахождение заданного звука в словах.
Публикация «Конспект занятия „Звук и буква У“ с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Оборудование: предметные картинки (утка, гусь, паук, стул, ухо, стол, окно, мак, арбуз, индивидуальные зеркала, большая карточка с буквой «У»., тетради, красный карандаш.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы уже с вами знаем, что бывают гласные звуки, которые мы обозначаем каким цветом?.
-Красным.
- Правильно! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с ще одним гласным звуком. А сейчас сделаем артикуляционную гимнастику для губ.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
«Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
«Трубочка».
Цель: выработать активность и подвижность губ.
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Чередование: «Забор» — «Трубочка».
Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
3. Знакомство с темой.
-А теперь послушайте слова и скажите, какой звук первый в словах [У] : ум, урна, ус.
-Звук [У]
-Правильно! Звук [У] мы обозначаем буквой У. Вот она, эта буква. (Логопед прикрепляет к доске большую карточку с изображением буквы «У»).
4. Знакомсто с артикуляцией звука [У].
-Давайте посмотрим в зеркало и скажем звук [У]. Что происходит с нашими губами, когда мы говорим этот звук?
-Мы вытягиваем губы трубочкой.
-Теперь проследим за воздушной струей. Встречает ли преграду на пути воздушная струя?
-Нет
- Значит какой это звук?
-Гласный!
-Каким цветом мы его будем обозначать?
-Красным цветом.
-Откройте тетради и напишите букву «У» красным карандашом.
5. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах.
-Скажите, какой первый звук в слогах и словах :
ах, ох, ур, ух, их, эш, ам, Уля, азбука. устрица, узел, аист.
(дети называют первый ударный звук.)
6. Выделение звука [У] на слух и в произношении по предметным картинкам.
- Ребята, я приготовила для вас картинки, в названии которых есть звук [У], но не во всех словах есть этот звук. Сейчас кажды из вас подходит, берет картинку, называет ее. Если в слове есть звук [У], кладем картинку рядом с буквой «У». Если же звука [У] нет, кладем картинку во вторую стопку.
Картинки: утка, гусь, паук, стул, ухо, стол, окно, мак, арбуз.
(Отбор картинок детьми на звук [У].)
7. Физкультурная минутка.
8. Узнавание звука [У] на слух :
-А сейчас мы с вами приготовим ладошки и послушаем звуки, которые я произнесу. Если услышите звук [У], хлопните в ладошки.
Звуки : а, о, и, у, д, ы, о, у, у
-А теперь задание то же, нов слогах.
Слоги: па, пу, ду, ко, зы, бу, ур, ару, ти, доу
- Послушайте теперь слова.
Слова: стол, корова, умница, аист, туфли, рама, курица, матрос, грусть, зубр, август, стена 9 Упражнение в составлении предложений – договаривание начатых логопедом предложений с обязательным использованием слов со звуком [У]. :
В реке плавает (утёнок).
На берегу громко крякает (утка).
У ребёнка болит (ухо).
Мама включила электрический (утюг).
На листке сидит (улитка).
В лесу живёт огромный (удав).
Мама чистит (умывальник).
10. Итог занятия.
- Ребята, что мы сегодня узнали нового на занятии?
- Учили звук и букву У. Звук [У]– гласный.