Ольга Сукорцева
Конспект занятия для детей с ФФНР по развитию навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] «Наш гость Лунтик»
▼ Скачать +Заказ
Звук и буква Л. Наш гость Лунтик.
Сукорцева Ольга Эдуардовна
учитель – логопед
МАДОУ детский сад
комбинированного вида № 34
Тип занятия : микрогрупповое.
Вид занятия : фонетическое.
Занятие рассчитано на детей имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Третий период обучения.
Общая продолжительность занятия : 30 минут.
Цель: Развитие навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей с ФФНР по развитию навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] „Наш гость Лунтик“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Коррекционно – развивающие :
- закреплять умение правильно произносить звук [Л] в слогах;
- закреплять умение правильно произносить звук [Л] в словах;
- закреплять умение правильно произносить звук [Л] предложениях;
- закреплять умение узнавать звук в потоке других звуков, опираясь на слуховые, зрительные, кинестетические ощущения;
- закреплять умение определять место звука [Л] в слове;
- развивать речевую память, на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Л];
- развивать голосовую модуляцию, на основе упражнений на проговаривание слогов.
Оздоровительные:
- учить снимать умственное напряжение через активизацию общей моторики;
Воспитательные:
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат:
дети научаться узнавать и правильно произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях.
Ресурсы: аудиозапись; игрушка Лунтик; предметные картинки: изображение Луны, космического корабля, одежды, мебели, животных, деревьев, парные картинки; массажные шарики «Су – Джок»; буква Л; цветовые символы; чистоговорки в картинках.
№п/п
Задачи
Содержание
Организация
Результат
I.Вводный этап
1.
Создать соответствующий эмоциональный климат. Привлечь внимание детей
- Вы слышите эту музыку?
- Что в этой музыке особенного?
- Мы слышим эту необычную музыку, потому что сегодня к нам на занятие прилетит гость с космической планеты.
Логопед приветствует всех детей и показывает, что он рад каждому ребенку
Предлагает детям сесть на стульчики
Звучит космическая музыка
Дети вслушиваются и обращают внимание на особенность звучания музыки.
Дети отвечают: неземная музыка, звук космического корабля.
II.Основной этап
1.
Развивать образное восприятие, на основе упражнения на описание образа по представлению
Игра «Узнай игрушку»
- Кто это?
- Почему его так назвали?
- А как называется наша планета?
Выставляется игрушка Лунтик
Логопед даёт словесную инструкцию, как строить ответ.
Дети произносят : Лунтик.
Дети отвечают на вопросы полным предложением.
- Он прилетел к нам с планеты Луна.
- Наша планета называется Земля.
2.
Совершенствовать умение выражать эмоции мимикой
Психогимнастика
Логопед: Лунтик оказался на другой планете, изобразите его удивление.
- Изобразите испуганных детей, оказавшихся рядом с космическим кораблём.
Логопед следит за выполнением задания
Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда
3.
Активизировать умение детей самостоятельно определять задачи занятия
Сообщение темы
- У нас в гостях Лунтик.
Произнесите за мной это слово.
- С какого звука начинается имя Лунтик?
- С каким звуком будем знакомиться?
Логопед задаёт вопросы
Дети произносят за логопедом слово Лунтик
- Имя Лунтик начинается со звука [Л]
- Будем знакомиться со звуком [Л]
4.
Развивать умение осуществлять анализ акустико – артикуляционного образа звука
Игра «Опиши звук»
-Чтобы звук [Л] звучал четко и красиво, где должен быть кончик языка, вверху или внизу?
-Правильно, вверху. Кончик языка упирается в верхние зубы.
-Воздушная струя – ветерок идёт по краям языка или посередине?
- Правильно, молодцы, знаете артикуляцию звука [Л]. А теперь вспомним характеристику звука [Л].
- Какой это звук – гласный или согласный?
- Как проверить, звонкий он или глухой?
- Какой это звук? Молодцы.
Логопед вместе с детьми протяжно произносят звук [Л]
Логопед задаёт вопросы, уточняет правильную артикуляцию
Дети: язычок вверху.
Дети протяжно произносят звук [Л]
- Ветерок идёт по краям языка.
- Звук [Л] согласный.
Дети прикладывают руку к горлышку
- Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий звук.
5.
Развивать речевое дыхание, голос
Игровое упражнение «Гул космического корабля»
- Как гудит приземляющийся космический корабль?
- Как гудит, когда удаляется? Произносим звук [Л] со сменой силы голоса
Логопед вместе с детьми подражает гулу космического корабля
Дети произносят звук [Л] стоя с постепенным усилением и ослаблением голоса
6.
Развивать подвижность речевого аппарата, подражательность
Артикуляционная гимнастика по представлению
- Лунтик долго летел, решил взбодриться и сделать зарядку. А мы сделаем зарядку для язычка.
Вот он делает зарядку.
Поднялся вверх, опустился вниз
И еще раз повтори.
Спинку он свою загнул.
А затем он начал бег
Тут совсем не до утех.
Умываться он пошёл,
Щетку в ванной он нашёл,
Зубы чистил,
Губы мыл.
Рот полоскал,
А умылся - засверкал
Логопед даёт словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения и произносит текст
Дети выполняют движения язычком в соответствии с текстом
(«Качели»)
(прикасаются к верхней губе)
(по нёбу вперед – назад водят языком).
«Почистим зубы»
(гладят губы из стороны в сторону)
(имитация полоскания ротовой полости)
7.
Развивать речеслуховое внимание, память и голосовую модуляцию
Игра «Будьте
внимательными»
Послушайте, Лунтик обращается к вам на своем языке.
-Пла – пло- плу – плы! (с удивлением,
-Бла – бло – блу- блы! (с радостью)
- Фла – фло – флу – флы! (спокойно)
Логопед произносит слоговые ряды, предлагает их повторить с разной интонацией
Дети слушают, запоминают и произносят слоговые ряды с изменением эмоциональной окраски
8.
Развивать фонематическое восприятие, на основе упражнений на различение слов – паронимов
Игра «Узнай похожие слова»
Лунтик хочет узнать о наших предметах. Расскажем ему.
Расшифруйте слова – с, т. о, л; с, т, у, л.
-Пригласите Лунтика присесть.
Лунтик садится на стол.
-Это стол – за ним сидят, это стул – на нем сидят. Какие похожие слова в этом предложении? Объясните Лунтику, чем они различаются, а чем похожи.
- Обозначьте звуки слов цветными фишками.
Игра «Определи место звука»
- Слово громко назови и место звука [Л] определи.
Логопед предлагает внимательно послушать звуки, которые он произнесёт
Логопед задаёт вопросы
Логопед предлагает детям составить звуковые схемы слов
Логопед предлагает определить позицию звука [Л] в произнесенном слове
Дети слушают,
составляют слова из рассыпанных звуков
Дети: стол.
- Стул
- Похожие слова: стол и стул.
-В слове стол - гласный звук [о], а в слове стул – гласный звук [у]. Остальные звуки в этих словах, одинаковые.
Дети составляют звуковую схему слов, обращают внимание на одинаковые звуки
Составляют цветную схему из фишек ССКС
- Стол. Звук [Л] слышится в конце слова
- Стул. Звук [Л] слышится в конце слова
9.
Уточнить названия мебели, одежды
- Каким одним словом можно назвать слова: стол, стул?
Игра «Подбери слова со звуком Л»
- Каким одним словом можно назвать слова: стол, стул?
- Покажем Лунтику одежду
Логопед задаёт вопрос
Логопед выкладывает картинки с изображением предметов: блузки, плаща, платка, юбки, колготок, водолазки, лосин, футболки, пиджака
Обобщают слова
- Мебель
Дети отбирают картинки, выделяют слова со звуком [Л], объясняют свой выбор
- Блузка. Звук [Л] слышится в середине слова
- Платок. Звук [Л] слышится вторым по счёту
10.
11.
Развивать умение узнавать слова по первому слогу
Упражнять в составлении предложений по парным картинкам
Игра «Доскажи словечко»
-Расскажем Лунтику, о наших продуктах питания
-Я скажу вам первый слог, а вы дополните его и назовите полное слово: са (лат, свёк… (ла, бак (лажан, яб… (локо,
Игра «Что, куда нужно положить?»
- Составьте предложения по картинкам
Молодцы!
Логопед произносит начало слова и просит детей назвать его полностью
При затруднениях логопед демонстрирует картинку
Логопед выкладывает на столе парные картинки: салат – салатник, яблоко – стол, молоко - лапша
Дети узнают слова по первому слогу
- Салат
- Свёкла
-Баклажан
- Яблоко
Составляют предложения по картинкам, четко проговаривают звук [Л] при произнесении
- Мама положила салат в салатник
- Я положил яблоко на стол.
- Мама приготовила молочный суп с лапшой.
12.
Снять усталость и умственное напряжение через активизацию общей моторики
А теперь отдохнём вместе с Лунтиком.
Динамическая пауза «Что же вышло?»
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше,
А потом согни дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше и сомкни перед собой.
Что же вышло?
Мостик вышел!
Мостик крепкий и прямой.
Через мостик ходят гости,
Ты, да я, да мы с тобой.
(Сл. Е. Карасевой)
Использование здоровье сберегающей технологии
Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие действия
Дети имитируют движения под стихотворение Е. Карасёвой «Что же вышло?»
Складывают руки над головой
Сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук
Складывают руки перед собой одна на другую «полоской»
13.
Развивать умение выделять слова из текста и правильно их произносить
Игра «Слово громко назови»
-Отгадайте загадку:
Вот иголки и булавки
Выползают из – под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят (ёж).
-Какие слова встречались со звуком [Л]? Назови
-Чем покрыто тело у ежа?
-У какого растения есть иголки?
- Где растут ёлки и сосны?
Логопед произносит загадку
Задаёт вопросы
Демонстрирует картинки с изображением деревьев
Дети: ёж.
Выделяют из текста слова со звуком [Л], стараются чётко его произнести
- Иголки
-Булавки
- Выползают
- Лавка
- Молоко
Дети отвечают на вопросы:
- Иголками
-У ёлки и сосны
- В лесу
14.
Упражнять в составлении предложений с данным словом
Игра «Назови картинки»
-Расскажем Лунтику, какие животные живут в наших лесах?
-Назовите зверей, в названии которых есть звук Л.
- Придумайте предложения со словами: белка, лось, волк.
- Молодцы! Лунтик узнал очень много интересного.
Логопед демонстрирует картину леса, раздаёт картинки с изображением животных
Дети работают с индивидуальными карточками, произносят названия животных, чётко проговаривая звук [Л]
- Волк
- Лось
- Белка
Дети: Белочка прыгает с ветки на ветку.
- Лось зимой питается травой, ягелем, который откапывает копытом из-под снега.
15.
Развивать тактильные ощущения, графомоторные навыки и зрительный образ буквы
Массаж шариками «Су – Джок»
-Лунтик привёз вам подарок. Это
необычные камни с его планеты.
Предлагает покатать эти шарики между ладонями.
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!
Игра «Помоги Лунтику. Дорисуй картинку»
-У Лунтика есть картинки, но он не знает, что на них художник забыл дорисовал? Поможем Лунтику? Что не дорисовал художник? (иголки)
-Дорисуйте иглы ежу и ёлке. Каким цветом дорисуем иглы ежу? А ёлке?
- Лунтик хочет вас познакомить с новой буквой, которой на письме обозначают звук [Л]
Игра «Найди правильно написанную букву»
Молодцы! Помогли Лунтику.
Логопед показывает мешочек, предлагает достать шарики и
выполнить массаж шариками «Су – Джок»
Логопед показывает картинки
Логопед предлагает дорисовать иголки ежу и ёлке на картинках
Логопед показывает букву Л и предлагает сложить букву из пальчиков
Логопед даёт задание найти правильно написанную букву и обвести карандашом
Дети рассматривают мешочек, достают из него массажные шарики
Дети катают колючий мяч между ладонями, проговаривая стихотворные строчки
Дети выполняют практическую работу
Дети выполняют букву из пальцев
Работают с индивидуальными карточками, находят правильно написанные буквы, обводят их
III.Обобщающий этап
1.
Развивать слуховую память, на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Л]
Игра «Вспомни и назови»
- Какие слова со звуком [Л] вы запомнили?
Дети припоминают и произносят слова
-Лунтик
-Ёлки, иголки, булавки
-Свёкла, баклажан
-Планета Луна
2.
Закреплять правильное произношение звука Л в чистоговорках
Игра «Запомни, повтори»
-Лунтику пора возвращаться домой, на прощанье он хочет вам подарить весёлые чистоговорки
Козел – мукомол муку молол
Алла купила лопатку,
Пилу, юлу, шоколадку
Логопед демонстрирует картинки к чистоговоркам
Предлагает выучить одну из чистоговорок
Ппроизносят чистоговорку, чётко проговаривая звук [Л]
IV. Заключительный этап
1.
Подвести итог. Оценить деятельность детей.
Звучит музыка
- Какой звук мы учились слышать и произносить? – Как вы думаете, Лунтику понравилось у нас?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Лунтик с вами прощается и оставляет вам замечательные фигурки.
Молодцы! Все очень постарались.
Логопед предлагает перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на нём
Логопед оценивает работу на протяжении занятия каждого из детей
-Учились правильно произносить звук [Л]
-Да
Дети рассказывают о своих впечатлениях
-Мы приглашаем Лунтика к нам в гости.
Дети благодарят Лунтика и прощаются с ним.
Уходят под музыку с фигурками зверей
Литература:
1. Громова О. Е. Говорю правильно Л – Л’. М., 2011г.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально – подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков М., 1998
3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000
5. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет : Сборник упражнений – М. : ТЦ Сфера, 2005г – 64 с.