МААМ-картинки

Конспект занятия для детей с ФФНР по развитию навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] «Наш гость Лунтик»

Ольга Сукорцева
Конспект занятия для детей с ФФНР по развитию навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] «Наш гость Лунтик»
▼ Скачать +Заказ

Звук и буква Л. Наш гость Лунтик.

Сукорцева Ольга Эдуардовна

учитель – логопед

МАДОУ детский сад

комбинированного вида № 34

Тип занятия : микрогрупповое.

Вид занятия : фонетическое.

Занятие рассчитано на детей имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Третий период обучения.

Общая продолжительность занятия : 30 минут.

Цель: Развитие навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия для детей с ФФНР по развитию навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] „Наш гость Лунтик“» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие :

- закреплять умение правильно произносить звук [Л] в слогах;

- закреплять умение правильно произносить звук [Л] в словах;

- закреплять умение правильно произносить звук [Л] предложениях;

- закреплять умение узнавать звук в потоке других звуков, опираясь на слуховые, зрительные, кинестетические ощущения;

- закреплять умение определять место звука [Л] в слове;

- развивать речевую память, на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Л];

- развивать голосовую модуляцию, на основе упражнений на проговаривание слогов.

Оздоровительные:

- учить снимать умственное напряжение через активизацию общей моторики;

Воспитательные:

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

дети научаться узнавать и правильно произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Ресурсы: аудиозапись; игрушка Лунтик; предметные картинки: изображение Луны, космического корабля, одежды, мебели, животных, деревьев, парные картинки; массажные шарики «Су – Джок»; буква Л; цветовые символы; чистоговорки в картинках.

№п/п

Задачи

Содержание

Организация

Результат

I.Вводный этап

1.

Создать соответствующий эмоциональный климат. Привлечь внимание детей

- Вы слышите эту музыку?

- Что в этой музыке особенного?

- Мы слышим эту необычную музыку, потому что сегодня к нам на занятие прилетит гость с космической планеты.

Логопед приветствует всех детей и показывает, что он рад каждому ребенку

Предлагает детям сесть на стульчики

Звучит космическая музыка

Дети вслушиваются и обращают внимание на особенность звучания музыки.

Дети отвечают: неземная музыка, звук космического корабля.

II.Основной этап

1.

Развивать образное восприятие, на основе упражнения на описание образа по представлению

Игра «Узнай игрушку»

- Кто это?

- Почему его так назвали?

- А как называется наша планета?

Выставляется игрушка Лунтик

Логопед даёт словесную инструкцию, как строить ответ.

Дети произносят : Лунтик.

Дети отвечают на вопросы полным предложением.

- Он прилетел к нам с планеты Луна.

- Наша планета называется Земля.

2.

Совершенствовать умение выражать эмоции мимикой

Психогимнастика

Логопед: Лунтик оказался на другой планете, изобразите его удивление.

- Изобразите испуганных детей, оказавшихся рядом с космическим кораблём.

Логопед следит за выполнением задания

Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда

3.

Активизировать умение детей самостоятельно определять задачи занятия

Сообщение темы

- У нас в гостях Лунтик.

Произнесите за мной это слово.

- С какого звука начинается имя Лунтик?

- С каким звуком будем знакомиться?

Логопед задаёт вопросы

Дети произносят за логопедом слово Лунтик

- Имя Лунтик начинается со звука [Л]

- Будем знакомиться со звуком [Л]

4.

Развивать умение осуществлять анализ акустико – артикуляционного образа звука

Игра «Опиши звук»

-Чтобы звук [Л] звучал четко и красиво, где должен быть кончик языка, вверху или внизу?

-Правильно, вверху. Кончик языка упирается в верхние зубы.

-Воздушная струя – ветерок идёт по краям языка или посередине?

- Правильно, молодцы, знаете артикуляцию звука [Л]. А теперь вспомним характеристику звука [Л].

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Как проверить, звонкий он или глухой?

- Какой это звук? Молодцы.

Логопед вместе с детьми протяжно произносят звук [Л]

Логопед задаёт вопросы, уточняет правильную артикуляцию

Дети: язычок вверху.

Дети протяжно произносят звук [Л]

- Ветерок идёт по краям языка.

- Звук [Л] согласный.

Дети прикладывают руку к горлышку

- Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий звук.

5.

Развивать речевое дыхание, голос

Игровое упражнение «Гул космического корабля»

- Как гудит приземляющийся космический корабль?

- Как гудит, когда удаляется? Произносим звук [Л] со сменой силы голоса

Логопед вместе с детьми подражает гулу космического корабля

Дети произносят звук [Л] стоя с постепенным усилением и ослаблением голоса

6.

Развивать подвижность речевого аппарата, подражательность

Артикуляционная гимнастика по представлению

- Лунтик долго летел, решил взбодриться и сделать зарядку. А мы сделаем зарядку для язычка.

Вот он делает зарядку.

Поднялся вверх, опустился вниз

И еще раз повтори.

Спинку он свою загнул.

А затем он начал бег

Тут совсем не до утех.

Умываться он пошёл,

Щетку в ванной он нашёл,

Зубы чистил,

Губы мыл.

Рот полоскал,

А умылся - засверкал

Логопед даёт словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения и произносит текст

Дети выполняют движения язычком в соответствии с текстом

(«Качели»)

(прикасаются к верхней губе)

(по нёбу вперед – назад водят языком).

«Почистим зубы»

(гладят губы из стороны в сторону)

(имитация полоскания ротовой полости)

7.

Развивать речеслуховое внимание, память и голосовую модуляцию

Игра «Будьте

внимательными»

Послушайте, Лунтик обращается к вам на своем языке.

-Пла – пло- плу – плы! (с удивлением,

-Бла – бло – блу- блы! (с радостью)

- Фла – фло – флу – флы! (спокойно)

Логопед произносит слоговые ряды, предлагает их повторить с разной интонацией

Дети слушают, запоминают и произносят слоговые ряды с изменением эмоциональной окраски

8.

Развивать фонематическое восприятие, на основе упражнений на различение слов – паронимов

Игра «Узнай похожие слова»

Лунтик хочет узнать о наших предметах. Расскажем ему.

Расшифруйте слова – с, т. о, л; с, т, у, л.

-Пригласите Лунтика присесть.

Лунтик садится на стол.

-Это стол – за ним сидят, это стул – на нем сидят. Какие похожие слова в этом предложении? Объясните Лунтику, чем они различаются, а чем похожи.

- Обозначьте звуки слов цветными фишками.

Игра «Определи место звука»

- Слово громко назови и место звука [Л] определи.

Логопед предлагает внимательно послушать звуки, которые он произнесёт

Логопед задаёт вопросы

Логопед предлагает детям составить звуковые схемы слов

Логопед предлагает определить позицию звука [Л] в произнесенном слове

Дети слушают,

составляют слова из рассыпанных звуков

Дети: стол.

- Стул

- Похожие слова: стол и стул.

-В слове стол - гласный звук [о], а в слове стул – гласный звук [у]. Остальные звуки в этих словах, одинаковые.

Дети составляют звуковую схему слов, обращают внимание на одинаковые звуки

Составляют цветную схему из фишек ССКС

- Стол. Звук [Л] слышится в конце слова

- Стул. Звук [Л] слышится в конце слова

9.

Уточнить названия мебели, одежды

- Каким одним словом можно назвать слова: стол, стул?

Игра «Подбери слова со звуком Л»

- Каким одним словом можно назвать слова: стол, стул?

- Покажем Лунтику одежду

Логопед задаёт вопрос

Логопед выкладывает картинки с изображением предметов: блузки, плаща, платка, юбки, колготок, водолазки, лосин, футболки, пиджака

Обобщают слова

- Мебель

Дети отбирают картинки, выделяют слова со звуком [Л], объясняют свой выбор

- Блузка. Звук [Л] слышится в середине слова

- Платок. Звук [Л] слышится вторым по счёту

10.

11.

Развивать умение узнавать слова по первому слогу

Упражнять в составлении предложений по парным картинкам

Игра «Доскажи словечко»

-Расскажем Лунтику, о наших продуктах питания

-Я скажу вам первый слог, а вы дополните его и назовите полное слово: са (лат, свёк… (ла, бак (лажан, яб… (локо,

Игра «Что, куда нужно положить?»

- Составьте предложения по картинкам

Молодцы!

Логопед произносит начало слова и просит детей назвать его полностью

При затруднениях логопед демонстрирует картинку

Логопед выкладывает на столе парные картинки: салат – салатник, яблоко – стол, молоко - лапша

Дети узнают слова по первому слогу

- Салат

- Свёкла

-Баклажан

- Яблоко

Составляют предложения по картинкам, четко проговаривают звук [Л] при произнесении

- Мама положила салат в салатник

- Я положил яблоко на стол.

- Мама приготовила молочный суп с лапшой.

12.

Снять усталость и умственное напряжение через активизацию общей моторики

А теперь отдохнём вместе с Лунтиком.

Динамическая пауза «Что же вышло?»

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша,

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше,

А потом согни дугой.

Что же вышло?

Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сомкни перед собой.

Что же вышло?

Мостик вышел!

Мостик крепкий и прямой.

Через мостик ходят гости,

Ты, да я, да мы с тобой.

(Сл. Е. Карасевой)

Использование здоровье сберегающей технологии

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие действия

Дети имитируют движения под стихотворение Е. Карасёвой «Что же вышло?»

Складывают руки над головой

Сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук

Складывают руки перед собой одна на другую «полоской»

13.

Развивать умение выделять слова из текста и правильно их произносить

Игра «Слово громко назови»

-Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из – под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят (ёж).

-Какие слова встречались со звуком [Л]? Назови

-Чем покрыто тело у ежа?

-У какого растения есть иголки?

- Где растут ёлки и сосны?

Логопед произносит загадку

Задаёт вопросы

Демонстрирует картинки с изображением деревьев

Дети: ёж.

Выделяют из текста слова со звуком [Л], стараются чётко его произнести

- Иголки

-Булавки

- Выползают

- Лавка

- Молоко

Дети отвечают на вопросы:

- Иголками

-У ёлки и сосны

- В лесу

14.

Упражнять в составлении предложений с данным словом

Игра «Назови картинки»

-Расскажем Лунтику, какие животные живут в наших лесах?

-Назовите зверей, в названии которых есть звук Л.

- Придумайте предложения со словами: белка, лось, волк.

- Молодцы! Лунтик узнал очень много интересного.

Логопед демонстрирует картину леса, раздаёт картинки с изображением животных

Дети работают с индивидуальными карточками, произносят названия животных, чётко проговаривая звук [Л]

- Волк

- Лось

- Белка

Дети: Белочка прыгает с ветки на ветку.

- Лось зимой питается травой, ягелем, который откапывает копытом из-под снега.

15.

Развивать тактильные ощущения, графомоторные навыки и зрительный образ буквы

Массаж шариками «Су – Джок»

-Лунтик привёз вам подарок. Это

необычные камни с его планеты.

Предлагает покатать эти шарики между ладонями.

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Игра «Помоги Лунтику. Дорисуй картинку»

Лунтика есть картинки, но он не знает, что на них художник забыл дорисовал? Поможем Лунтику? Что не дорисовал художник? (иголки)

-Дорисуйте иглы ежу и ёлке. Каким цветом дорисуем иглы ежу? А ёлке?

- Лунтик хочет вас познакомить с новой буквой, которой на письме обозначают звук [Л]

Игра «Найди правильно написанную букву»

Молодцы! Помогли Лунтику.

Логопед показывает мешочек, предлагает достать шарики и

выполнить массаж шариками «Су – Джок»

Логопед показывает картинки

Логопед предлагает дорисовать иголки ежу и ёлке на картинках

Логопед показывает букву Л и предлагает сложить букву из пальчиков

Логопед даёт задание найти правильно написанную букву и обвести карандашом

Дети рассматривают мешочек, достают из него массажные шарики

Дети катают колючий мяч между ладонями, проговаривая стихотворные строчки

Дети выполняют практическую работу

Дети выполняют букву из пальцев

Работают с индивидуальными карточками, находят правильно написанные буквы, обводят их

III.Обобщающий этап

1.

Развивать слуховую память, на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Л]

Игра «Вспомни и назови»

- Какие слова со звуком [Л] вы запомнили?

Дети припоминают и произносят слова

-Лунтик

-Ёлки, иголки, булавки

-Свёкла, баклажан

-Планета Луна

2.

Закреплять правильное произношение звука Л в чистоговорках

Игра «Запомни, повтори»

-Лунтику пора возвращаться домой, на прощанье он хочет вам подарить весёлые чистоговорки

Козел – мукомол муку молол

Алла купила лопатку,

Пилу, юлу, шоколадку

Логопед демонстрирует картинки к чистоговоркам

Предлагает выучить одну из чистоговорок

Ппроизносят чистоговорку, чётко проговаривая звук [Л]

IV. Заключительный этап

1.

Подвести итог. Оценить деятельность детей.

Звучит музыка

- Какой звук мы учились слышать и произносить? – Как вы думаете, Лунтику понравилось у нас?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Лунтик с вами прощается и оставляет вам замечательные фигурки.

Молодцы! Все очень постарались.

Логопед предлагает перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на нём

Логопед оценивает работу на протяжении занятия каждого из детей

-Учились правильно произносить звук [Л]

-Да

Дети рассказывают о своих впечатлениях

-Мы приглашаем Лунтика к нам в гости.

Дети благодарят Лунтика и прощаются с ним.

Уходят под музыку с фигурками зверей

Литература:

1. Громова О. Е. Говорю правильно Л – Л’. М., 2011г.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально – подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков М., 1998

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000

5. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет : Сборник упражнений – М. : ТЦ Сфера, 2005г – 64 с.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Л] в словах и фразовой речи» Тема: Автоматизация звука «Л» в словах и фразовой речи (по мотивам мультипликационной сказки «Лунтик») Задачи: • закрепить навык произношения.

Конспект индивидуальной НОД по дифференцированию звуков «Л» и «Р» в слогах, словах и предложениях «Лунтик и его друзья». Цель: дифференцировать звуки "Л" и "Р" в слогах, словах и предложениях. Задачи: • Закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р» в различных.

Автор публикации:
Конспект занятия для детей с ФФНР по развитию навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] «Наш гость Лунтик»
Опубликовано: 18 августа 2013 в 06:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей с ФФНР по развитию навыка узнавания и правильного произношения звука [Л] «Наш гость Лунтик»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сукорцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД