Елена Гаранина
Конспект занятия «Знакомство с внутренним устройством храма» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «О храме. Общее понимание внутреннего устройства храма».
Цель: Познакомить детей с православным храмом, его устройством, храмовым искусством, иконописью, символикой, внутренним и внешним убранством, его назначением. Показать значимость храма в жизни православных христиан.
Задачи:
1. Дать детям представление о расположении и назначении главных частей храма: колокольня, паперть, притвор, иконостас, царские ворота, алтарь – святое место.
Темочки:
2. Расширять словарный запас детей. Активизировать словарь: лампада, аналой, канун, паперть, притвор, колокольня, иконостас.
3. Формировать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей Родины.
Планируемые результаты образовательной деятельности:
Интерес и сформированные знания о том, какие бывают храмы, как они устроены внутри, о значении предметов, которые дети могут увидеть внутри храма.
Методическое оснащение: мультимедийная презентация, ноутбук.
Ход образовательной деятельности:
Содержание беседы:
- На прошлой нашей встрече мы с вами говорили о том, что православные храмы бывают большими и маленькими, деревянными, каменными и даже бетонными, но это особое здание, непохожее ни на одно из современных городских строений. А сегодня мы с вами войдем внутрь храма.
(слайд 2) Поднимаемся на широкое крыльцо, оно называется паперть. Остановимся перед дверьми храма. Храм – это дом Божий.
- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Здороваемся. (слайд 3) Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т. е. изобразить на себе крест.
Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.
Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.
Мы уже говорили, что снаружи храм похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек не зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря.
(слайд 4) Открыв дверь, мы входим в притвор. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. А также там могут стоять люди, которые поступили очень плохо и теперь хотят получить прощение.
(слайд 5) Миновав притвор, мы входим в храм. В центральном пространстве храма молятся прихожане. На всех стенах в средней части храма можно увидеть разные иконы, перед ними подсвечники. Перед особо почитаемыми иконами висят лампады. Во многих храмах на стенах можно увидеть росписи – изображения святых, истории, описанные в Библии. В отличие от икон росписи пишут прямо на стене, а не на деревянной доске.
(слайд 6) В центре храма стоит аналой – небольшой столик с наклонным верхом, на котором лежит икона отмечаемого в этот день праздника. К аналою можно подойти и поцеловать икону.
(слайд 7) Ещё одно особенное место в храме называется «канун». Это небольшой столик, на котором стоит распятие и много подставок для свечей. Здесь молятся о тех христианах, которые уже умерли.
(слайд 8) Пройдем в переднюю часть храма, ближе к алтарю. На устроенных особо местах – клиросах – во время службы располагается хор, который поёт во время службы. Главный человек на клиросе – регент. Он показывает певцам, что, как и когда нужно петь.
(слайд 9) Если выйти в середину храма, впереди мы увидим целую стену из икон – иконостас. Это самое заметное место в храме. В иконостасе много икон, они располагаются рядами в определённом порядке. У иконостаса может быть пять, шесть и даже семь рядов икон.
- Как вы думаете, для чего служит иконостас? (слайд 10) Иконостас отделяет алтарь – потаенное святое место - от основного храмового пространства и, конечно, является украшением храма. Посредине иконостаса расположен главный вход в алтарь, называемый Царскими вратами. По бокам от Царских врат расположены иконы Христа - Спасителя и Богородицы - Божией Матери. А справа от иконы Христа находится местная храмовая икона, т. е. икона того праздника или святого, в честь которого устроен храм.
(слайд 11) Алтарь – главное место в храме. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные, – самые большие и красивые, – Царские врата. В них могут входить только священники. Через двери поменьше (северные или южные) в алтарь входят все остальные служители церкви. Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре – мальчиков туда вносят после крещения. А вот девочкам и женщинам входить в алтарь нельзя (сложилась такая традиция).
Священники совершают Богослужения в храмах.
- А что это за служба? – спросите вы.
(слайд 12) - Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.
К священнику принято обращаться со словами «батюшка» без имени, или «отец» с добавлением его имени: например, отец Георгий, отец Иоанн.
(слайд 13) Храмы всегда красиво и богато украшались. Земледельцы, купцы, служивые люди жертвовали для устроения храма свои средства, щедро украшая оклады икон и утварь драгоценными камнями, золотом и серебром. Люди приносили эти дары Богу, как благодарность за помощь в земных делах.
(слайд 14) Когда хотят помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т. е. разговор с тем, кто изображен на иконе.
(слайд 15) Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке.