Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия «Знакомство детей с видами филимоновских игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора. Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. Учить находить сходство и различие между филимоновской и дымковской игрушкой. Уточнить о характерных элементах декора и цветосочетаниях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Филимоновские игрушки. Конспекты
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Развивать интерес к народным промыслам; воспитывать уважение к труду народных мастеров. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Закрепить способ лепки птички на основе образцов последовательности.
Словарная работа. Овоид.
Материал. Филимоновские и дымковские игрушки. Декорация для разыгрывания мини-сказки. Пластилин, дощечки, салфетки, стеки, схема с показом последовательности способа лепки. Дидактическое пособие с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами.
Предварительная работа. Знакомство детей с дымковской народной игрушкой. Расписывание силуэта дымковского коня. Рассматривание филимоновских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование дымковских барышень.
Воспитатель. – Дети,вы знакомы с этой игрушкой?
(Показ воспитателем дымковской игрушки).
-Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские.
Кумушки посадские.
(дети рассматривают и называют знакомые игрушки и обосновывают выбор).
-Какие дымковские куклы вы знаете?
Ответы детей : барыня, водоноска, нянька, птичница.
Воспитатель. - Молодцы! С заданием вы справились.
А сегодня, вы познакомитесь еще с филимоновской игрушкой.
(Перед воспитателем короб с филимоновскими игрушками).
-Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком.
(Воспитатель открывает короб и поочереди достает филимоновские игрушки.)
-Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей, расписная,
Для игры и забавы детей.
- Филимоновские игрушки-
Разноцветные зверюшки
Не желают реветь
Желают свистеть!
(Воспитатель показывает, как свистят игрушки, забавляя детей).
Воспитатель. -Ребята, посмотрите на эти игрушки. С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России матушке знают и любятфилимоновские расписные игрушки из глины, а глину добывали из глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из такой чудесной глины разные фигурки-барышень и солдат, медведей и коней, козликов, петушков, гусей. … Все эти игрушки забавные, высокие, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления так вытянули, что на жирафов стали похожи. Лепят их веселые мастерицы, лепят и приговаривают: «Ух ты, серьезная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!»
Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще – елочками, пятнышками, простыми цветами похожими на солнце. Краски берут желтые, красные, малиновые, зеленые, синие.
Сравним между собой филимоновские и дымковские игрушки. Видите: филимоновские игрушки более просты по силуэту; они как будто тянутся вверх своими длинными шеями. На филимоновской игрушки нет таких мелких деталей и украшений, как на фигурках из Дымки.
(Сравнить кони, барышни)
-Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
- Дети, понравились вам веселые игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель. А сейчас дети,встанем в хоровод нас карусель веселая ждет.
Игра «Карусель»
Еле – еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом!
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра.
Воспитатель. - Да, дети, быстро времечко бежит пора нам в мастерскую.
Дети садятся на рабочие места
Воспитатель. – А сейчас дети, сядьте поудобнее и послушайте сказку «Петушиная семья».
Жил-был гордый петух, он гордился своей длинной шеей, и когда он гулял по двору всегда говорил:
- Я – красавец петух!
Создан для парада!
Перья пух! Перья пух!
Гребешок, что надо!
И вот, как-то раз, Петушок гулял на зеленой лужайке и увидел там Курочку. Очень понравилась Курочка Петушку потому, что она была очень красивая, с длинной шеей как у него. Говорит Петушок Курочке - «Давай жить вместе». И стали они жить вдвоем. С начало им было очень весело вдвоем, хорошо. Но потом курочка стала грустить, с каждым днем все сильнее и сильнее. Петушок это заметил и спросил: «Дорогая, почему ты такая грустная?» Курочка рассказала ему о своей печали: «У всех есть дети, они заботятся о них, а у нас нет. Вот если были бы цыплятки, то у нас была бы полная «Петушиная семья».
- Дети, давайте поможем Петушку с Курочкой слепим цыпляток.
Дети. - Давайте!
Воспитатель показывает образцы последовательности лепки:
1. Возьмем комок пластилина с грецкий орех. Скатываем шар ладонями.
2. Захватим пальцами с одной стороны и слегка вытянем – получится голова птички – невелички.
3. Слегка вытянем и заострим клювик. Сгладим переход от головы к туловищу (шейку).
4. Оттянем немного глины с другой стороны – выйдет хвостик.
Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы лепки затрудняющим детям.
Воспитатель. Посмотрим, как наши дети справились с работой.
Дети ставят своих птичек на подставку к петушку и курочке.
Воспитатель благодарит детей от имени «Петушиной семьи».