Людмила Агаркова
Занятие по ознакомлению детей с видами насекомых «Разноцветные точки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Разноцветные точки»
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей :
- обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
- уточнить представления о пользе насекомых.
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с видами насекомых „Разноцветные точки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
2. Задачи на развитие связной речи:
- формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
- развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе решения творческих задач.
3. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу;
- не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал к занятию. «Смехотрон», аудиозапись «Звуки природы», картинки из серии «Насекомые», игрушки (паук, жук, муравей, разрезные картинки «муравей», разноцветные клубочки с вплетёнными в них палочками, перьями, бумажками, «сеть-паутинка».
Предварительная работа. Чтение детям произведений В. Бианки «Путешествие муравьишки», рассказов Н. Сладкова, рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Мир вокруг нас», заучивание песенки «Паутинка-невидимка».
Последующая работа. Изготовление детьми бабочек-оригами, чтение других произведений писателей-натуралистов.
Ход занятия
Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моей мамой и увидели странное зрелище. Около трёх берёзок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но мама не разрешила. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычёсывают» всё, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал его с листочка берёзы и куда-то унёс. Я очень расстроилась.
Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей»
Каждый ребёнок собирает картинку «муравей» из отдельных частей.
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трёх берёзок и понаблюдать за его путешествием?
Обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета). Давайте сложим ваши работы в наш чудесный «смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас получится.
Закройте глаза. Вспомните что-нибудь очень весёлое и улыбнитесь. (Дети выполняют.)
Воспитатель достаёт из «смехотрона» игрушечного муравья с множеством разноцветных точек.
Воспитатель. Как мы назовём нашего нового друга?
Дети. Конфетти, Салют, Цветные Точки, Монпансье, Витраж, Палитра, Цветные Брызги, Радужный, Цветной Горошек, Мульти-Пульти, Капитошка, Буль-Булька. (Выбирают имя, договариваются назвать муравья Разноцветные точки.)
Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку. Отправимся в путь! А муравья понесём по очереди.
Под весёлую музыку дети шагают по тропинке к речке.
Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?
(Предположения детей.)
1-й ребёнок. Связать веточки, и пусть он как по мостику пойдёт.
2-й ребёнок. Посадим на листик и будем все вместе дуть, он и переплывёт.
3-й ребёнок. Посадим его на деревянную дощечку, веточку и будем её толкать по воде перед собой, она же не тонет.
4-й ребёнок. Накидаем много камешков и сделаем из них дорогу через речку.
5-й ребёнок. Сделаем запруду, и пусть он переползёт по сухому дну.
Физкультминутка:
Дети имитируют, как они переплывают через речку.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре —
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс,
Одной, другой — это кроль,
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведём муравьишку домой.
Воспитатель. А вот и лужайка. Здесь настоящее лето.
Дети, вспомните, каких насекомых можно увидеть летом на лугу?
Дети. (Пчела, стрекоза, кузнечик, муха, водомерка, майский жук, жук-носорог.).
Воспитатель. На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них - поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». У всех насекомых три части тела и шесть ног. Они едят всё : траву, листья растений, пыльцу с цветов. Они насекомые летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день.
Игра с элементами ТРИЗ «Кто лишний?»
Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки:
1 вариант
Оса
Сверчок
Шмель
Кошка 2 вариант
Бабочка
Кузнечик
Божья Коровка
Ночная бабочка 3 вариант
Комар
Пчела
Таракан
Колорадский Жук
Возможны другие варианты на выбор воспитателя.
Воспитатель. Ребята, мы совсем забыли, что муравьишка спешит домой. Давайте спросим у майского жука, как муравьишке перейти дорогу к муравейнику. Вот высоко летит жучок.
Попробуйте его поймать, только осторожно, чтобы его не повредить. (Дети подпрыгивают, «ловят».)
Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего муравья, он около трёх берёз, растущих вместе?
Жук. Знаю и выручу вас. Только поиграйте со мной в игру «Чем похожи и чем отличаются».
Игра с элементами ТРИЗ «Чем похожи и чем отличаются»
Чем похожи и чем отличаются: СТРЕКОЗА И САМОЛЁТ
ВОДОМЕРКА И ВОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД
ЗЕМЛЕМЕРКА И ЛИНЕЙКА
ПАУК И СПИЦЫ
Воспитатель. Мне понравились ваши варианты ответов, и жуку тоже. Поэтому он решил помочь муравьишке найти его домик. А где наш маленький друг? Куда же он пропал?
Дети обнаруживают муравья в паутине.
Паук. Не отдам вам муравья, он попал ко мне в сеть.
Воспитатель. Муравей попал в паучью сеть. Как его освободить и ничуть не повредить?
(Высказывания детей.)
1-й ребёнок. Дать пауку другой корм.
2-й ребёнок. Отогнать паука веточками, а муравьишке дать маленькие ножнички, пусть паутину вокруг себя обрежет.
3-й ребёнок. Позвать паучиху, чтобы она отвлекла паука.
4-й ребёнок. Птиц звать нельзя, так как они могут склевать и паука, и муравья.
5-й ребёнок. Можно паучка попросить муравья освободить.
Воспитатель. Давайте паучка вежливо попросим. (Дети просят.)
Паук. Распутайте мою паутинку, тогда я муравьишку и отпущу.
Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальчики»
Дети разматывают разноцветные клубочки, в которые вставлены палочки, бумажки и прочее. И отдают ниточки пауку.
Паук. Не отдам вам муравьишку. Я передумал.
Воспитатель. Ребята, разве можно не держать своё слово и обманывать всех?
Дети. Нет. Обманывать нельзя.
Воспитатель предлагает спеть весёлую песенку для паучка «Паутинка-Невидимка».
Дети исполняют песенку.
Паук. Дети, я понял, что обманывать плохо. Я освобожу муравьишку и провожу вас всех до муравейника.
Паук провожает детей с муравьишкой до муравейника.
Воспитатель. Ребята, муравейник - это дом муравьишки. Каждому нужен свой дом. Не разрушайте муравейники!