Ирина Папиш
Конспект занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Северные земли и их обитатели».
Папиш Ирина Геннадьевна
Цель: расширение знаний детей о природе Крайнего Севера, его животном и растительном мире.
Задачи:
• Познакомить детей с климатом севера, природной зоной – тундрой, с дикими животными Крайнего Севера, с рыбой обитающей в северных морях;
• Расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Северные земли и их обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Развивать внимание, память, мышление, воображение детей;
• Воспитывать экологическое сознание детей, культуру общения.
Предварительная работа: чтение рассказов, рассматривание иллюстраций с изображением животных Севера (олень, медведь, сова, куропатка).
Материал:
- иллюстрации с изображением моржа и тюленя;
-ведро с рыбой (корюшка, камбала);
- телевизор с презентацией «Север»;
- мышка.
- вырезанные из бумаги следы животных
Ход НОД:
- Наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать несколько дней. Вот в какой большой стране мы с вами живем. Сегодня мы совершим путешествие на Крайний Север нашей Родины.
На Севере снега, мороз,
Суровая природа.
На небе хороводы звезд,
А солнца нет полгода.
- Как вы думаете на каком транспорте можно отправится в путешествие на Север? (на самолете)
Сегодня мы отправимся в полет, а я буду стюардессой и пока мы будем лететь я вам расскажу по Север. Занимайте пожалуйста места и мы отправляемся. Посмотрите пожалуйста в иллюминатор, мы пролетаем просторы тундры. Она расположена на берегу северного моря. В тундре долгая зима и очень короткое лето. Зимой здесь бушует и злится пурга. Идти против ветра, очень трудно, его порывы валят человека с ног. Поверхность тундры напоминает застывшие морские волны. Ведь не зря Север считают царством льдов и снега.
На Краинем Севере живут якуты, чукчи. Они живут в тундре в специальных удобных домах похожих на палатки, называются такие дома – яранги. Северные народы передвигаются по тундре на собачьих и оленних упряжках.
Растительный мир тундры очень беден, но все же здесь есть цветы и карликовые деревья, больше похожи на кустарники. А еще в тундре растут грибы и ягоды, которые собирают не только женщины пока их мужья рыбачат и охотятся, но и животные не прочь полакомиться голубикой, и брусникой.
Не смотря на скудную растительность и холодную зиму, есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Северное сияние – это завораживающее зрелище. Небо вдруг озаряется разноцветными красками, нигде нельзя больше наблюдать такое явление. – Северное сияние.
- наш полет подходит к концу, посмотрите глазками на правый борт, на левый. Проверте салон нашего самолета ведя газами по кругу сверху вниз и снизу вверх. Зажмурьтесь и посмотрите на сигнальную метку – пирамидку, зажмуртесь и посмотрите на другую сигнальную метку.
- Вот мы и приземлились на Крайнем Севере, за бортом самолета очень холодно, так что одевайте жилетки и отправимся в дальнейшее путешествие. Давайте возьмем свои стульчики и построим машину.
- Ой, я совсем забыла, на Севере разве проедет машина? (нет, потому что очень много снега).
- а на чем же можно передвигаться на Севере? (на оленних и собачьих упряжках)
- вот на оленних упряжках мы сейчас и отправимся в путь
(танец под музыку «Мы поедим, мы помчимся.)
- ребята, посмотрите, на берегу Северного моря собрались коренные жители, интересно, что они делают на берегу моря? (рыбачат)
-Пойдемте посмотрим какая рыба водиться в северных морях.
Посмотрите здесь водится корюшка – это мелкая морская рыба серебристого цвета, у нее вытянутое тело и маленькая голова с острым носом. А еще в здешних морях обитает камбала. Это крупная, плоская рыба имеет круглую форму и пеструю расцветку. Вот такие и многие другие рыбы водятся в северных морях.
Но не только люди ловят рыбу, на северную рыбу охотятся хищные морские животные. Это морж и тюлень.
-Чем похожи эти животные между собой? (они большие, у них вместо лап ласты)
-А чем они отличаются? (у моржа есть клыки, а у тюленя на спинке пятна)
-Эти млекопитающие, а попросту животные плавают, ныряют в северных морях, а отдыхают на льдинах. А не мерзнут, потому что их греет подкожный жир, поэтому они такие большие.
Продолжим наше знакомство с Крайним Севером, тем более заволновалось Северное море…
«Море волнуется раз…море волнуется два…море волнуется три…фигура северного обитателя на месте замри»
(Сова Олень Медведь
Заяц Куропатка Лиса)
Дети с родителями заранее подготавливают небольшие сообщения о выбранном животном.
- Посмотрите, чьи это следы и куда они ведут? Так ведь это следы мышки-полевки и она мне сообщила, что скоро поднимется пурга и нам срочно нужно возвращаться в д/с и помогут нам в этом волшебные снежинки. Но волшебными они станут только после того,как вы ответите на все вопросы северных обитателей.
Попробуем? (Да)
1. Назовите лишнее в ряду слово-животное, которое не живет в тундре: крокодил, северный олень, полярная сова,песец)
2. Стройный, быстрый
Рога ветвисты
Пасется весь день
Кто же это? (Олень)
3. Хлопните в ладоши, услышав слово подходящее для описания северного оленя: неуклюжий, быстрый, охотиться на зайцев, мощные рога, выносливый, слабый, крылья, копыта, косолапый и олененок.
4. Какие рыбы и морские животные обитают в северных морях?
5. Как называются цветные переливы на ночном небе?
6. Как называется край пустынных снежных просторов, холодных ветров, долгой зимы и короткого лета?
-Молодцы ребята, ну вот мы снова оказались в д/с, у себя в группе и с нашими гостями. Вам понравилось путешествие? Еще раз скажите где мы сегодня побывали? (на крайнем севере).
Всем спасибо!