Войтюк Валентина
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: картинка или кукла «Лесовичок»; картинки с изображением объектов природы : камня, тропинки, ручья (небольшой речушки, облаков, солнца, луны и звезд, дерева, цветка, гриба, птицы, рыбы, собаки, дуба, желудя, лягушки, головастика, ели, еловой шишки, гусеницы, бабочки, арбуза, арбузного семечка, рыбы, малька, медведя, медвежонка. Рамки для рисунков, в виде геометрических фигур различной формы (круга, квадрата, овала, прямоугольника, треугольника, ромба).
1. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы занятия.
Педагог. Здравствуйте, дети.
Публикация «Конспект занятия „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Сегодня мы отправимся в чудесное место, где все живое может говорить, и узнаем, что такое живая и неживая природа.
2. Развитие общей моторики.
Педагог. Мы с вами отправимся в лес, на лесную поляну. Нам покажет дорогу Лесовичок. Нужно одеться. В лесу бывает прохладно, потому, что там много деревьев, и они закрывают солнце своими ветвями.
Дети имитируют надевание одежды и говорят: «Я надену сандалии, панаму и кофту», «Я надену ботинки, кепку и куртку-ветровку». Проходят круг по кабинету на полной ступне.
3. Развитие зрительного восприятия.
а) Развитие предметного гнозиса.
Поляна, на ней трава, кустики земляники, цветы (одуванчик, колокольчик, ромашка, к поляне ведет тропинка, возле тропинки камень. На поляне маленькая и большая березки, рядом куст, под кустом гриб, рядом сидит заяц, грызет веточку. На березе гнездо с птенцами, рядом сидит птица, под деревом муравейник с муравьями. На цветке сидит пчела. Рядом протекает ручей, в нем плещется рыба. На небе облака, солнце.
Педагог: Вот мы и пришли. Посмотрите вокруг и назовите, что вы видите.
Дети: Описывают увиденное на картинке. Педагог помогает.
Педагог: Это не простая полянка, она живая. Повторяйте за мной движения и слова, и полянка оживёт.
Детки глазки закрывают, -Педагог
Аромат цветов вдыхают. закрывает глаза, делает глубокий вдох и медленный выдох. Открывает глаза
Обернулись вкруг себя и полянка ожила. -Делает оборот вокруг себя.
б) Развитие цветового гнозиса.
Педагог: Посмотрите, все живое на полянке хочет с вами познакомиться. Давайте назовем цвета живой природы и тогда, она нам расскажет, как определить что живое в природе, а что неживое.
Дети: Называют объекты живой природы и их цвет. «Живая зеленая трава». «Живые желтые одуванчики». «Живой синий колокольчик» и т. д.
Педагог: Я слышу какой-то голосок. (Педагог наклоняется над картинкой). Это березки хотят вам рассказать их секрет. Все, что дышит воздухом, питается, растет и размножается, то есть имеет деток, все это живая природа.
в) Восприятие контурных изображений.
На картинке в разных местах нарисовано контурное изображение зверей, птиц и насекомых (ворона, дятел, лиса, медведь, ёж, лось, бабочка, стрекоза, кузнечик, жук). Педагог: В лесу много разных животных, птиц и насекомых, но они попрятались. Давайте их найдем, узнаем и назовем.
Дети: Узнают, называют зверей, птиц и насекомых, изображенных контуром.
4. Восприятие формы предметов.
Оборудование: Карточки с изображением объектов природы : камня, тропинки, ручья (небольшой речушки, облаков, солнца, (луны и звезд на одной карточке). Рамки для рисунков, в виде геометрических фигур различной формы (круга, квадрата, овала, прямоугольника, треугольника, ромба).
Педагог: Недавно в лесу побывали другие дети и нарисовали рисунки с неживой природой. Только у них не было рамочек для выставки. Давайте назовем неживые объекты природы и подберем для них рамочку подходящей формы.
Дети: Подбирают рамки для рисунков и говорят: «Неживой камень поместим в овальную рамку». «Неживую тропинку, ведущую в лес, поместим в прямоугольную рамку» и т. д. (Педагог помогает при затруднении).
Педагог: Как вы думаете. Почему все это неживая природа?
Дети: Камень не ест, не растет, не дышит и, у него нет детенышей. (Аналогичным образом обсуждаются остальные объекты, педагог помогает).
5. Развитие пальчиковой моторики.
Педагог: Живая природа хочет с вами поиграть.
Ты запомни, мы живые. - Педагог сжимает и разжимает пальцы рук в ритме стихотворения.
Дышим, кушаем, растем. - Загибает пальцы правой руки, начиная с мизинца.
Семена, личинок, деток. - Загибает указательный палец.
Размножение зовем. - Загибает большой палец.
Дети: Повторяют за педагогом. Затем повторяют тоже на левой руке.
6. Развитие зрительной памяти.
Оборудование: Карточки с изображением: Дерева, цветка, гриба, птицы, рыбы, собаки.
Педагог: «Лесовичок» хочет проверить, как хорошо вы запомнили живую природу. Запомните, в каком порядке стоят предметы и отвернитесь, а они поменяются местами.
(Педагог меняет местами карточки несколько раз, затем убирает одну, две карточки).
Дети: Восстанавливают последовательность.
7. Развитие невербального мышления.
Лабиринт: На одном конце заяц, перед ним тропинка, идущая между кустами, на пути волк. Нужно найти правильный путь, чтобы не попасть в лапы к волку.
Педагог: И живую и неживую природу нужно беречь, чтобы дети, которые родятся после нас, тоже смогли увидеть живых зверей, красивые деревья, цветы, могли полюбоваться чистой рекой и увидеть серебристую рыбку.
Посмотрите, зайчик испугался волка и не может найти свою норку. Давайте ему поможем.
Дети: Проходят лабиринт, педагог помогает при затруднении.
8. Развитие вербального мышления.
Оборудование: Карточки с изображением: дуба, желудя, лягушки, головастика, ели, еловой шишки, гусеницы, бабочки, арбуза, арбузного семечка, рыбы, малька, медведя, медвежонка, расположенные в хаотичном порядке.
Педагог: В живой природе все дает потомство, размножается, чтобы было много красивых деревьев, цветов, зверей, рыб, насекомых. Растения размножаются семенами, ягодами и плодами, у животных рождаются детеныши, рыбки откладывают икру, из которой рождаются маленькие рыбки-мальки, птицы откладывают яйца, из них вылупляются птенцы, насекомые тоже откладывают маленькие яички, из которых вылупляются малыши-личинки. Через некоторое время все малыши подрастают и становятся взрослыми. Давайте, найдем и соединим взрослых и их малышей.
Дети: Соединяют пары или показывают пальцем и говорят: «Я нашел пару, дуб и желудь», «Я нашел пару, арбуз и арбузное семечко». И т. д.
Педагог: Нам пора возвращаться.
Дети: Проходят круг по кабинету на полной ступне, садятся за столы.
9. Организация окончания занятия.
Педагог: 1. Вам понравилось в лесу?
2. Вспомните объекты живой природы.
3. Как определить что живое в природе, а что неживое.
4. Откуда появляются птенцы?
Педагог положительно оценивает работу всех детей.