Лариса Миловец
Конспект занятия по экологии «Земля» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Земля. (Экология).
Программное содержание.
Формировать у детей представления о Земле – планете солнечной системы, о почве – верхнем слое коры нашей планеты и о суше – земной тверди.
Познакомить детей со свойствами земли в разное время года, ее покровами. С помощью исследований расширять и углублять представления у детей о необходимости в уходе и заботе за землей, для получения высокого результата труда на ней.
Воспитывать любовь и бережное отношение к земле, месту проживания человека и кормилице всего живого на планете.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Земля“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предметы: суша, острова, почва, планета, леса, пустыни, города, деревни, села. Постройки, удобрения, трактор, экскаватор, лопата, земледелие, землепашество, земледельчество, землепашец, огороды, сады, парки, поля, шахты, метро, ископаемые, погреб, подземелье, урожай и. т. д.
Действия: копать, вскапывать, открывать, находить, перекладывать, ходить, удобрять, выращивать, исследовать, высаживать, срубать, рыть, добывать, владеть, строить, прокладывать, искать, понимать, орошать, рыхлить, пересаживать, боронить, выкорчевывать, измерять, любить, беречь и. т. д.
Признаки: черная, рассыпчатая, удобренная, плодородная, мягкая, каменистая, сухая, влажная, мокрая, растрескавшаяся, сухая, влажная, заброшенная, вспаханная, засеянная, богатая, политая, родная, мерзлая, перекопанная.
ЗЕМЛЯ – планета (третья от Солнца, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
ЗЕМЛЯ – суша, земная твердь.
ЗЕМЛЯ – почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность с песком и глиной.
Свойство земли : рассыпчатая, черная, сухая, мягкая, каменистая, мерзлая, песчаная, вязкая и. т. д.
Глядя на глобус или карту Земли, кроме водяного покрова, можно увидеть другие цвета обозначающие сушу, земную твердь: горные массивы, пустыни, леса, железные и автомобильные дороги, населенные пункты, полезные ископаемые и драгоценные металлы.
Земля играет большую роль в жизни человека, а так же животных, птиц и насекомых:
- кормилица (леса и поля);
- место проживание человека (города, населенные пункты, села и деревни);
- место обитание животных;
- место передвижение (автомобильные и железные дороги);
- заповедники, охраняемые государством;
- зоны отдыха (парки, сады, аллеи, детские лагеря, дома отдыха, санатории);
- собственность (дачи, особняки, фермерские хозяйства).
В теплое время года земля имеет зеленый покров, за счет света и тепла на ней произрастают растения, овощные культуры, злаки.
С наступлением осени, когда световой день начинает сокращаться, а солнце не так греет, земля начинает остывать и постепенно замерзает.
Признаки замерзания:
- желтеет трава, замерзают и вянут цветы;
- белый налет в виде инея;
- образование корочки льда на лужах;
- снег не тает на земле.
При наступлении холодов земля замерзает и покрывается белым пушистым одеялом, а если зимой выпадает мало снега, то земля вымерзает, следовательно, погибают растения. Деревья (корневая система, личинки насекомых, мелкие животные, которые прячутся под снегом.
Не смотря, на весеннее яркое солнце, бегущие ручьи снег тает, но земля остается холодной. На проталинах, где нет снега, появляется молодая зеленая трава. Сок у деревьев поднимается от корней по всему стволу к веткам, набухают почки.
На полях начинает работать техника, идет подготовка земли к посеву (копка, рыхление, разбивание земли на участки под культуры).
В парках и садах города ведется работа по озеленению. Высаживается рассада цветов, которую начинают выращивать в теплицах еще в холодные, зимние месяцы.
Жители шумных городов спешат, в конце рабочей недели, выехать на свои приусадебные участки, они готовят теплицы для высадки рассады, копают землю, планируют грядки для овощей, сеют семена моркови, свеклы, обрезают ветки кустов и деревьев, которые не смогли перезимовать холодную зиму. И только с наступлением середины июня (при нашем Сибирском климате, начинают высадку рассады капусты, помидор в открытый грунт.
Летом, когда идут частые дожди и земля не успевает высохнуть на ее поверхности, вместе с грязью, образуется зеленый налет, земля вязкая и мокрая.
При засухе земля трескается, вянут растения (без поливки могут погибнуть, земля сухая, пыльная.
Асфальтированные дороги в городе создают комфортные условия, позволяя передвигаться человеку и автомобилю по мокрой или сухой дороге. Асфальт имеет недостаток, он быстро высыхает после дождя и плохо смачивает землю, от этого в городе очень трудно дышать, но на помощь приходят поливочная техника, которая поливает дороги, а так же клумбы и цветники в садах и парка города.
За счет теплого воздуха и солнечных лучей земля остается теплой, пока не наступят заморозки на почве.
УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ. РАБОТА В ЦВЕТНИКЕ И ОГОРОДЕ.
ОПЫТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Поливка растений – учит определять необходимость поливки (земля сухая, пальцы пыльные). Не следует поливать (земля влажная, мокрая, прилипает к пальцам, вязкая) – растения гибнет.
• Отверстие в горшке (показать на двух растениях у одного есть отверстия, у другого нет);
• Количество поливов зимой и летом.
2. Уход за листьями: протереть влажной тряпкой; очистить щеточкой, кистью ворсистые листья; обрезать сухие листья; опрыскать – эффект «дождя», т. к. пыль не дает растению дышать, создает тусклый цвет и невзрачный вид растению.
3. Удобрение растений: показать на двух растениях (одно удобрено, другое нет, обратить внимание на разницу.
4. Рыхление почвы – после рыхления земля начинает дышать, исчезает плотная корочка, которая не дает быстрому поступлению воды в землю, начинает киснуть, «цвести».
5. Размножение растений, пересадка: семенами, луковицами, листьями, делением корня, черенками.
6. Посадка лука: вода и земля (зарисовка в календаре роста).
7. Посев семян для клумбы в разную почву: каменистая, песчаная, удобренная почва, чернозем; теплая, прогретая, холодная; несколько семян, много семян (растения вытягиваются, тонкие, большие); всхожесть семян разных сортов (от нескольких дней, до нескольких недель); поливка (умеренная, обильная).
8. Работа на цветнике:
- Приготовление клумбы: вскопать, разбить большие комки, убрать корни и траву, высадить цветы и полить;
- Уход за клумбой: поливка, прополка сорняков, прореживание, рыхление почвы;
- Сбор семян;
- Уборка земли от растений.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Топ-топ-топ!» - топают ножки
Мальчик ходит по дорожке. (указательный и средний пальчик одной руки, затем другой, затем вместе)
Листья падают в саду
Я их граблями смету. (ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя)
ФИЗМИНУТКА
Ножки, ножки, ножки, -
Бежали по дорожке.
(сидя ноги подпрыгиваю вместе)
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
(сидя ноги выполняют пряжки)
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок – вот!
(сидя ноги выставили вперед)
ЗАГАДКИ
Не живая – а идет,
Не подвижна – а везет. (дорога)
Многолюден, шумен, молод
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут,
Вдоль по улице идут. (метро)
СКОРОГОВОРКИ
До города дорога в гору.
От города с горы.
Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
На горе – город
У горы – огород.
ПОСЛОВИЦЫ, ПРИМЕТЫ
Земля, на которой родился, - золотая.
На чужой земле и весна не красна.
Своя земля и в горсти мила.
Апрельские ручьи землю будят.
Октябрь землю покрыл, где снежком, где листом.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Медведь и мужик» р. н. с.
«Как рубашка в поле выросла» р. н. м.
«Колосок» у. н. с.
«Репка» р. н. с.
«Петушок и бобовое зернышко» р. н. с.