Елена Бохуленкова
Конспект занятия «Закружилась листва золотая…» Знакомство дошкольников старшего возраста с поэзией Сергея Есенина.
▼ Скачать + Заказать документы
«Закружилась листва золотая…»
Материал: сборник стихов С. Есенина, презентация с использованием ИКТ, аудиозапись песни «Отговорила роща золотая…».
Цель: знакомство с поэзией С. Есенина
Задачи обучающие: организовать деятельность детей по усвоению ими знаний о поэте С. Есенине и его произведениях о природе Рязанского края.
Задачи развивающие: способствовать развитию у детей интереса к поэзии С. Есенина; помогать детям слышать красоту родного слова.
Темочки:
Задачи воспитательные: создать условия для формирования у детей любви к Рязанскому краю посредством поэзии С. Есенина.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках перед экраном.
Воспитатель: Ребята, вот и пролетело лето. Снова в гости к нам пожаловала красавица осень. Во все времена это время года привлекало внимание поэтов и художников. Каждый из них по- своему изображал осень.
Сегодня я хочу познакомить вас с нашим знаменитым поэтом – земляком Сергеем Есениным и его произведениями об этой удивительной поре.
Слайд 1. Портрет С. Есенина
Воспитатель: Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года недалеко от Рязани в селе Константиново. Село расположено на берегу реки Оки. Природа в этом месте очень живописная: заливные луга, белоствольные березы, с высокого холма видна красавица Ока.
Слайд 2. Село Константиново
Воспитатель: Эту красоту не мог не заметить и не полюбить белокурый шаловливый мальчуган. Шли годы, мальчик вырос и стал поэтом. В своих стихах он воспевал красоту родного края, все то, что с детства было дорого и близко. В его творчестве есть произведения о каждом времени года, а сегодня мы познакомимся с его стихами об осени.
Слайд 3. Солнечный осенний день
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение Сергея Есенина «Осень». Воспитатель читает произведение.
Воспитатель: С кем сравнивает поэт осень? (Ответы детей.) Какой вы представили осень во время прослушивания стихотворения? (Ответы детей.) Какие краски использует автор, чтобы показать красоту осени? (Ответы детей.)
Воспитатель: Рыжий – это цвет пожелтевших листьев, синий цвет помогает поэту показать глубину красавицы реки Оки, красный – гроздья спелой рябины. Какие звуки вы услышали в этом произведении? (Ответы детей.)
Воспитатель: Этим произведением Сергей Есенин показал красоту солнечного осеннего дня. Тихий ветерок играет опавшей листвой и нежно прикасается к рябиновым гроздьям.
Воспитатель: Ребята, какие еще изменения в природе происходят осенью? (Ответы детей.) Молодцы, вы помните все признаки осени. Я вам предлагаю немного отдохнуть и размяться.
Дети встают около стульчиков.
Физкультминутка «Осень»
Вот и лето пролетело, (Кружатся на месте руки в стороны)
Осень в гости к нам пришла. (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Небо сильно помутнело, (Обхватывают себя руками «греются»)
И так хочется тепла. (То же)
За окошком дождь стучится, (Пальцами изображают падение капель)
Ветер листья гонит вдаль. (Руки вверх, покачивают ими)
Улетают к югу птицы. (Обычный шаг на месте, руками изображают взмахи крыльев.)
Лес одет в цветную шаль. (То же.)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Но погода осенью очень переменчива. Сергей Есенин в другом стихотворении показывает противоположную картину осени.
Слайд 4. Картина поздней осени
Воспитатель: Послушайте его стихотворение «Нивы сжаты». (Читает воспитатель).
Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Какую осень показывает поэт в этом произведении? (Ответы детей.)
Воспитатель подводит итог ответам детей. Этим стихотворением автор показывает картину поздней осени. Какие слова поэт использует для этого? Что, по – вашему мнению, означает строка: «Дремлет взрытая дорога?» (Ответы детей.)
Воспитатель: После долгих осенних дождей дорога раздолблена колесами телег и копытами лошадей. И все вокруг ждет прихода зимы, чтобы очиститься от грязи и укрыться пушистыми белыми снегами.
Воспитатель: Скажите, что объединяет эти произведения? (Ответы детей)
Воспитатель: Оба произведения посвящены осени. Поэт использует сравнение с рыжим жеребенком и рыжей кобылой, так он подчеркивает красоту этого времени года. В обоих произведениях присутствует вода, автор упоминает лесные чащи. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод: Сергей Есенин очень любил свой край и в стихах старался показать его неповторимость.
Воспитатель: Но все же эти произведения разные. В чем вы видите отличия между ними? (Ответы детей.)
Воспитатель: В первом произведении автор показывает тихий солнечный осенний день, а во втором – унылую позднюю осень, природа уже устала от грязи и дождей и с нетерпением ждет зимы.
Воспитатель: Сергея Есенина называют певцом русской природы. Его стихи очень певучие и многие из них положены на музыку. Давайте с вами послушаем музыкальное произведение, автором текста к которому, является Сергей Есенин.
Звучит аудиозапись «Отговорила роща золотая»
Слайд 5. Осенняя березовая роща
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство со знаменитым земляком поэтом Сергеем Есениным и его произведениями об удивительном времени года – осени. А с его стихами о других временах года мы продолжим знакомство в течение года.