Галина Казанкова
Конспект занятия «Загадки весенних месяцев» в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Задачи по развитию познавательных способностей:
научить детей различать признаки времен года, весенних месяцев; помочь узнать последовательность жизненных процессов весной в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят; развивать внимание, память, системное и логическое мышление.
Задачи по развитию речи:
развивать фразовую речь детей; упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, глаголами, в подборе относительных прилагательных и в словообразовании; учить делить слова на слоги, выделять и называть первый звук в словах; воспитывать внимание к собственной речи и речи друзей.
Публикация «Конспект занятия „Загадки весенних месяцев“ в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение правильно вести себя на лоне природы.
Оборудование:
предметные картинки (солнышко, проталина, травка, почки, насекомые, птицы); картинки из серии «Птицы» (грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей, дятел, снегирь); картинки для игры «Ассоциативные цепочки» (снег, солнце, заяц, шубка, река, льдина, берлога, медведь, белка, дупло, бельчата, молоко, пенек, луна, еж, жуки); куклы — Снеговичок, Ежик, Бабочка; бутафорское мороженое; аудиозапись «Голоса птиц».
Конфеты в фантиках. Венки: для Марта — с изображением снежинок и капелек воды; для Апреля — с изображением почек и листочков; для Мая — с изображением травы и цветов.
Предварительная работа
1. Наблюдение на прогулках за весенними явлениями в природе.
2. Беседа «Перелетные птицы». Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» (грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей).
3. Разучивание с детьми загадок и стихотворений о весне.
4. Рисование на темы: «Ранняя весна», «Березка весной», «Весенние первоцветы».
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, прошла зима. В какие игры мы любили играть зимой?
Дети. Кататься на лыжах, коньках, санках. Кататься со снежных горок и по ледяным дорожкам. Играть в снежки. Лепить снеговиков.
• Этюд «Тающие снеговички»
Воспитатель. Мы с вами лепили разных снеговичков — веселых, грустных, спокойных, смешных. На головы им надевали миски, ведра. В руки давали метлы, палки, воздушные шарики. Представьте себя одним из таких снеговичков и изобразите его.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Наступила весна. Солнышко светит все ярче и ярче. Снеговичкам становится жарко, они медленно тают. Покажите, как это происходит.
Дети медленно опускают руки, головы, садятся на коврик, ложатся, расслабляются.
Воспитатель. Что вы чувствовали, пока были тающими снеговичками? Ответы детей.
Снеговичок. Ой! Ой! Ой! Так я и растаю! Что же мне делать? Как спастись!
Воспитатель. Ребята, это наш знакомый Снеговичок. У него нижний комочек уже начал подтаивать. Как же нам его спасти? Чем мы можем ему помочь?
Дети трогают Снеговичка. Жалеют его. Гладят.
Дети. Можно отвезти Снеговичка на Север, спрятать его в холодильник или морозильник, накормить мороженым.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот тебе, Снеговичок, холодное мороженое. Остынь немножко.
Снеговичок. Спасибо, ребята. Мне уже легче. Я тут услышал стихотворение, только не догадался, про кого оно. Вот послушайте.
В овраг ручьями катится, Деревьям дарит платьица, В цветы оденет луг И станет летом вдруг. Ты знаешь, кто она? Красавица.
Дети. Весна!
Воспитатель. Молодцы! Отгадали загадку Снеговичка. Какая весна в нашем краю?
Дети. Холодная и теплая, пасмурная и солнечная, ветреная, дождливая.
Воспитатель. Назовите любое весеннее слово и звук, с которого оно начинается.
Дети. Проталина — п, ледоход — л', капель — к, ручей — р, половодье — п.
Снеговичок. Я никогда весны не видел. Расскажите мне о ней, пожалуйста.
Воспитатель. Давайте, друзья, выполним просьбу Снеговичка. Согласны! Отправимся в гости к Весне, братцы весенние месяцы нас уже ждут. Снеговичка возьмем с собой, будем нести его по очереди. На каком бы транспорте нам поехать, чтобы всё хорошо рассмотреть?
Дети предлагают путешествие на разных видах транспорта, выбирают путешествие на поезде. Они выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка.
Воспитатель.
Загудел паровоз И вагончики повез. Чох-чох, чу-чу! Я далёко укачу!
Воспитатель надевает ребенку венок месяца Марта.
Дети. У-у-у-у-у! Чох-чох, чу-чу! Я далёко укачу!
Воспитатель. Первая станция называется «Хорошая погода». Выйдем погулять. Месяц Март приготовил для вас загадки.
Март.
Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся, А едва появится — Взгляд отводим, прячемся: Уж больно оно яркое, И светлое, и жаркое.
Дети. Это солнце!
Воспитатель. Какое солнце весной?
Дети. Круглое, желтое, ласковое, теплое, яркое, золотое, блестящее.
Воспитатель. Придумайте слова-родственники к слову «солнце».
Дети. Солнышко, солнечный, подсолнух.
Март. Угадайте, ребята, кого Солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку. Первая картинка — «солнышко».
Дети выкладывают на полу картинки: солнышко — проталина — травка — почки — насекомые — птицы.
Дети. Солнышко пригреет — снежок растает — появится первая травка — набухнут почки — вылезут насекомые — прилетят птицы.
Воспитатель. Подул ветерок, набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик.
• Пальчиковая гимнастика
Дети
Кап-кап, кап-кап,
Кто по улице идёт?
Поочередно соединяют все пальцы с большим — начиная с указательного и заканчивая мизинцем (сначала работает правая рука, затем — левая).
Кап-кап, кап-кап,
Эту песенку поёт?
То же в обратном направлении — от мизинца к указательному пальцу.
Дождик, дождик, веселей
Барабанят пальчиками по столу.
Капай, капай, не жалей.
Встряхивают кистями рук.
Умываются сады,
Потирают ладони.
Улыбаются цветы.
Будем рады я и ты.
Хлопают в ладоши четыре раза и улыбаются друг другу.
Воспитатель. Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.
Дети продолжают путешествие на поезде. Воспитатель надевает ребенку венок месяца Апреля.
Апрель. Здравствуйте, ребята, я — Апрель. Отгадайте, куда вы приехали?
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем.
Дети. Это лес!
Апрель. Молодцы, угадали! Какие деревья растут в лесу? Ответы детей.
Воспитатель. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья! Почувствуйте, как ласково греет вас солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные, клейкие листочки и молодые хвоинки. По стволу побежали муравьишки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель. На одной ножке покрутись и в себя ты превратись. Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Включает аудиозапись «Голоса птиц».)
Дети. Мы услышали пение птиц.
Воспитатель. В лес прилетело много птиц. Выберите картинки с изображением птиц, голоса которых вы сейчас услышали.
Дети выбирают картинки — грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей — и объясняют свой выбор.
Воспитатель. Какие это птицы?
Дети. Это перелетные птицы.
Воспитатель. Почему люди любят птиц?
Дети. Птицы очень красивые, они весело поют и щебечут, уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки.
Воспитатель. Как мы можем помочь птицам весной?
Дети. Надо строить для птиц скворечники, не разорять птичьи гнезда.
Воспитатель. Ребята, вы проголодались на свежем воздухе? Месяц Апрель хочет вас угостить конфетами.
Дети едят конфеты.
Воспитатель. Ой! Я укололась. Да это ежик!
Еж пыхтит и морщится:
Ежик.
Что я вам — уборщица? Лес никак не подмету. Соблюдайте чистоту!
Ребята, давайте, давайте сюда фантики. Зачем приехали?
Воспитатель. Мы хотим узнать, почему лесных зверей не видно?
Ежик. Все звери заняты. Хотите узнать, что они делают? Тогда поиграем в такую игру. Я буду показывать вам картинки, а вы догадайтесь, чем они между собой связаны.
• Игра «Ассоциативные цепочки»
Ежик. Вот картинки: река, льдина, берлога, медведь. Догадайтесь, когда медведи выходят из берлоги?
Дети. Когда на реках пройдет ледоход, медведи выходят из берлоги.
Ежик. Молодцы! Вот другие картинки: снег, солнце, заяц, шубка. Догадайтесь, что делает зайчик весной?
Дети. Когда весеннее солнышко начнет пригревать, заяц меняет густую, теплую шубку на легкую, не жаркую.
Ежик. Понравилось вам играть? Тогда рассмотрите еще вот эти картинки: белка, дупло, бельчата, молоко. Догадайтесь, какая белка-мама?
Дети. Белка заботливая мать, она кормит бельчат своим молоком и прячет их в дупле от врагов.
Ежик. Очень мне хочется, чтобы вы и про меня что-нибудь придумали, вот по этим картинкам: пенек, луна, еж, жуки.
Дети. Ночью ежик вылезает из своей норки под пеньком и отправляется искать себе еду — разных жуков.
Воспитатель. Поблагодарим ежика за интересную игру и попрощаемся с ним.
Дети. Спасибо, до свидания!
Воспитатель. Продолжим наше путешествие. Садимся в вагончики и едем на встречу с месяцем Маем.
Дети едут на поезде. Воспитатель надевает ребенку венок месяца Мая.
Дети. У-у-у-у-у! Чох-чох, чу-чу! Я далёко укачу!
Май. Здравствуйте, ребята. Отгадайте, что у меня в руках?
Сорвать цветок я захотел, А он. вспорхнул и улетел
(Е. Серова)
Дети. Это бабочка
Май. На что похожа бабочка?
Дети. Бабочка похожа на чудесный цветок, на яркий бантик, на разноцветную люстру.
Воспитатель. Действительно, бабочка похожа на разноцветный цветок. Какие весенние цветы вы знаете, ребята? Назовите цветок и скажите, сколько слогов в этом слове.
Дети. Подснежник — три слога. Перелеска — четыре слога. Тюльпан — два слога. Ландыш — два слога. Одуванчик — четыре слога.
Воспитатель. Весной можно наблюдать самое богатое разноцветье красок. Ребята, закройте глаза, представьте себе картинку весенней природы, назовите свой любимый весенний цвет и объясните, почему он вам нравится.
Дети.
— Мой любимый цвет — голубой, такого цвета весеннее небо, вода.
— Мой любимый цвет — зеленый, потому что весной все становится зеленым: листья на деревьях и кустах, трава, листочки у цветов.
— Мой любимый цвет — желтый, это солнце, цветы мать-и-мачехи, одуванчики, песок.
— Мой любимый цвет — нежно-розовый, я очень люблю яблоневый цвет весной.
Воспитатель. Посмотрите на ваши прекрасные рисунки. Весна награждает нас чудесными дарами. Дети, кто хочет прочитать стихи о весне, о нашей планете?
1-й ребенок
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
2-й ребенок
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
3-й ребенок
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель. Пора возвращаться домой.
Снеговичок. Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие, и вам, братцы-месяцы. Теперь я знаю, что такое весна. Побегу в холодильник прятаться.
Дети возвращаются домой на поезде.