Матвеева Татьяна
Конспект занятия в форме экскурсии в музей «Насекомые родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у дошкольников первичное представление о музее;
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения в музее;
- Закреплять и расширять представления о насекомых.
Развивающие:
- Развитие познавательных и творческих способностей;
- Развивать связную речь, мышление, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать желание быть активным участником в работе музея;
Публикация «Конспект занятия в форме экскурсии в музей „Насекомые родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Оформление групп, участков, музеи
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к насекомым в природе.
Словарная работа: экскурсовод, экспонат.
Материал: мини-музей с экспонатами, бейдж экскурсовода.
Предварительная работа: рассматривание серии сюжетных картин «Насекомые», просмотр презентации на тему: «Насекомые», чтение стихов, пословиц, рассказов, отгадывание загадок о насекомых.
Ход занятий
Воспитатель: Придумано кем – то, просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро»
- Здравствуйте! - скажем солнышку, птицам.
- Здравствуйте! - милым улыбчивым людям.
- Здравствуйте! - «Здравствуйте все».
(дети здороваются с гостьями)
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в интересное место, в музей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое музей?
Дети: Да.
Воспитатель: Маша скажи пожалуйста, что такое музей.
Дети: Музей-это место, где хранятся красивые ценные и редкие предметы.
Воспитатель: Как называются предметы в музее?
Дети: Экспонаты.
Воспитатель: Ребята, а как называют человека, который проводит экскурсию в музее?
Дети: Экскурсовод.
Воспитатель: Ребята, поднимите руки, кто уже ходил в музей?
(Дети поднимают руки, кто уже ходил в музей).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, в нашей группе, тоже существует музей и называется он «Музей насекомых родного края». И я предлагаю посетить наш музей. Но прежде чем мы отправимся на экскурсию в музей, давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила поведения в музее.
1. Не забудьте поздороваться, с работниками музея. Уходя не забудьте попрощаться с ними.
2. Соблюдайте тишину. Одно из самых важных правил- в музее нельзя мешать изучать экспонаты другим людям, запрещается громко разговаривать, кричать, бегать и размахиваться руками.
3. Экспонаты нельзя трогать руками!
4. Не перебивать. Экскурсовода запрещено перебивать, но можно внимательно слушать. Задавать вопрос можно после того, как он завершил рассказ или после окончания экскурсии.
5. Слушая рассказ, стоять полукругом.
6. В конце экскурсии не забудьте поблагодарить экскурсовода. И на прощание скажите экскурсоводу : Спасибо за интересную экскурсию, мы с пользой провели время!
Воспитатель: Ребята в музее нужно внимательно смотреть на экспонаты, которые расположены в зале. Поэтому давайте потренируем наши глазки.
Гимнастика для глаз «Пчела»
Я пчела! (движения глазами влево- вправо)
С утра жужжу (глазами вверх- вниз)
Цветы бужу, кружу (круговые движения глазами)
Гужу и мед вожу.
Воспитатель: Итак, мы с вами готовы идти в музей. (идем в музей).
Воспитатель: Ребята, а чтобы получить билет в наш музей, вы должны называть любое насекомое. (дети называют любое насекомое)
Воспитатель: Молодцы! Проходим.
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в первом выставочном зале. Я как экскурсовод, хочу познакомить вас с новой экспозицией – Жуки. Ребята посмотрите внимательно на стол, каких жуков вы знаете и можете назвать? (дети показывают и называют насекомых).
Воспитатель: Жуки бывают разные большие и маленькие, разной окраски. Жуки встречаются везде: в воде, на солнышке, в тени.
Они могут ползать, прыгать, летать.
Среди них есть травоядные, которые питаются растениями (кузнечики, пчелы, тли, бабочки).
Хищники – жуки, которые питаются другими насекомыми (божья коровка, стрекозы).
- Ребята, а вы знаете, жук- носорог- самый крупный жук, встречающийся на территории РМЭ.
Майский жук- опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки – белые, жирные с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. В местности, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают. Живут личинки майских жуков долго 3-4 года. А сами майские жуки живут не долго, весной откладывают яйца и вскоре погибают.
Колорадский жук- это тот самый картофельный вредитель, с которым борются все огородники.
Божья коровка- это насекомое распространено по всей нашей планете. У этих жучков очень привлекательная яркая внешность. Но почему жуков называют божьими? Божий, значит безопасный. А почему коровка, если она жук? Когда она сидит на ладони человека спокойно, она безопасна. А стоит ее немного прижать, насекомое выделяет желтое «молочко» жидкость. Поэтому ее и назвали божьей коровкой.
Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем и поиграем. Физкультминутка «Жуки»
На лужайке на ромашке,
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу- жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.
Воспитатель: Молодцы, отдохнули. А теперь я приглашаю вас в следующий зал, где нас встречает экскурсовод – Маша. Давайте мы поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Экскурсовод – Маша : Здравствуйте! Я хочу вам рассказать про муравья.
1. Муравьи- одни из самых древних насекомых на Земле. Они жили бок о бок с динозаврами, но в отличие от динозавров, муравьи не вымерли, а дожили до наших дней.
2. На нашей планете насчитывается около 14 000 тысяч разных видов муравьев.
3. Муравьи - это насекомые маленького размера, черного и коричневого цвета. Тело муравья состоит из 3 частей: голова, грудь и брюшко. На голове есть глаза и усики. У них, как у всех насекомых 6 ног. Они живут большой семьей: муравьиная царица, рабочие- муравьи, муравьи- солдаты. Дом муравья – это муравейник. Муравейник они строят из хвоинок, песчинок, веточек. В муравейнике есть кухня, кладовая, детские комнаты. Главной в муравейнике является- муравьиная царица - живет она до 30 лет. Охраняют муравейник- муравьи солдаты. Но больше всего в муравейнике рабочих муравьев. Они живут до 3 лет. Питаются муравьи другими насекомыми и молочком тли.
Муравьи - полезные насекомые- поедают гусениц и других вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Ребята, а вы знаете, что муравьи являются самыми сильными на Земле. Они могут поднять вес в 10 раз больше своего веса. Весит муравей 1-5 мг (миллиграмм). Брать их на руки нельзя- они могут укусить. Каждая муравьиная семья имеет свой запах, поэтому они чужих муравьев не принимают в свою семью.
Экскурсовод- Маша : Ребята, а вы знаете пословицы, поговорки и народные приметы о муравьях.
Дети: Да. (дети называют пословицы, поговорки и народные приметы).
1. Муравей не велик, а горы копает.
2. Если муравьи прячутся в кучке, жди сильного ветра, грозы и дождя.
3. Муравьи достраивают муравейник, жди холодной зимы.
Экскурсовод- Маша : Молодцы ребята. До свидания ребята.
Дети: До свидания.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в следующий зал, где нас встретит Экскурсовод - Аня.
Дети: Здравствуйте.
Экскурсовод – Аня : Здравствуйте ребята. Ребята, о ком мы будем говорить, вы узнаете, если соберете картину.
А) плела (разрезная картина)
Б) ульи (разрезная картина)
Дети: про пчел и про ульи.
Экскурсовод – Аня : Правильно, молодцы. Я хочу рассказать вам про пчел.
И вот наш первый экспонат- пчела. Давайте мы хорошо рассмотрим пчелу. Пчела- это очень полезное насекомое. Как и у других насекомых у пчелы тело состоит из 3 частей: голова, грудь и брюшко. У нее есть хоботок и усики, крылья и 6 ног. На ней есть характерные желтые полоски. У пчел на ногах есть кисточки и корзиночки, с помощью которых пчелы собирают цветочную пыльцу. Хоботком пчела достает нектар. Жало использует для защиты. Если пчела ужалит человека или животных, то она умирает. Пчелы довольно спокойные насекомые и нападают только в крайней необходимости. Пчел очень привлекают блестящие украшения, запахи духов, яркая одежда и когда мы начинаем сильно размахиваться руками при виде пчел. Об этом надо помнить, когда собираетесь на прогулку. Пчелы хорошо различают желтый, синий цвета, а красный нет, он кажется им темно-серым.
Экскурсовод-Аня : Следующий экспонат – ульи. Ульи - дом в котором живут пчелы. А делают такие дома для пчел люди, их называют- пчеловодами. Они занимаются разведением пчел и строят целые деревни из таких ульев на полянках и называются такие места- пасека. (Демонстрация фотографии пасеки).
Экскурсовод-Аня : Как вы думаете, можно ли подходить близко к ульям?
Дети: Нет.
Экскурсовод- Аня : Сейчас расскажу вам как устроен улье. В улье живет пчелиная семья-рой. Самая главная в улье-это царица пчела. Она откладывает только яички, из которых получаются куколки, а из них рождаются маленькие пчелки. Пчела- царица живет 3-5 лет. В улье еще живут рабочие пчелы-это трутни и пчелы охранники. Нектар собирают только рабочие пчелы.
- Ребята, а вы знаете, что пчелы могут улететь на 8 км, от своего дома и без проблем находить путь домой. Чтобы рассказать пчелиной семье, о новом источнике меда, пчелы используют специальный танец, Круговое движения пчел означает, что полянка близко, а если восьмеркой – то цветочная полянка далеко.
Экскурсовод- Аня : Спасибо за внимание. До свидания.
Дети: Спасибо за интересную экскурсию, мы с пользой провели время!
До свидания.
Воспитатель: Ну вот наша экскурсия закончилось и нам пора возвращаться в детский сад. (выход из музея).
Воспитатель: Ребята все эти насекомые не живые, а вот живые обитают в природе. Ко всем насекомым нужно относиться бережно, их нельзя ловить, мы можем им навредить.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось сегодняшняя экскурсия?
Дети: Да.
Воспитатель:А что вы сегодня вечером расскажете своим родителям, что мы узнали в нашем музее?