Инна Полимонова
Конспект занятия в форме творческой мастерской «Экскурсия в музей народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
• Тема: экскурсия в музей народной игрушки.
Возрастная группа: подготовительная.
Форма совместной деятельности: Творческая мастерская.
Форма организации : групповая.
Учебно-методический комплект образовательная программа «От рождения до школы»
Средства:
Публикация «Конспект занятия в форме творческой мастерской „Экскурсия в музей народной игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Зрительный ряд демонстрационно – наглядный :экспонаты музея народной игрушки. Карты-схемы изготовления рукодельных кукол-Мартиничек (нитяных кукол)
Литературный ряд:народные потешки, загадки.
Музыкальный ряд: народная мелодия.
Словарь: Оберег, мартинички.
Раздаточный материал: нитки одного или двух цветов. гармонично сочетающихся между собой; картон или дощечка- основа для наматывания ниток.
Цель :Формирование представления о разнообразии народного декоративно- прикладного искусства;
Задачи: Обучающие. Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалом из которого они изготовлены.
Дать представление о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского и других народов.
Развивающие. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Познакомить с процессом изготовления нитяных кукол.
История народной игрушки : Игрушка нам открывает детский быт предыдущих веков, по ней можно познакомится и с духовной ребенка. Игрушка тесно связана с детским фольклором- с колыбельными песнями, пестушками, считалками, загадками.
В русской деревне издревле делали домашние поделки для потехи детей. Их мастерили из того, что имелось под рукой: лоскуты ткани, солома,глина, дерево. С самого рождения ребенка взрослые старались позабавить своих чад. Им делали всевозможные погремушки, шумные подвески с яркой окраской, все, что могло привлечь внимание младенца. По мере подрастания ребенка изменялись и усложнялись игрушки. С пяти, шести лет дети учились делать игрушку сами. Девочки заворачивали простой деревянный чурбанчик в платочек, в пеленку и получалась кукла- пеленашка. Можно было сделать продолговатый мешочек и набить его зерном, сшить простое платьице и готова кукла – зерновушка.
Технологическая карта конструкта
Этапы последовательности совместной деятельности.
1 этап. Отгадывание загадок. Загадки о промыслах: Светит поле словно днем; чудный свет кругом струится, но не греет,не дымится…Тут лежит перо ….(Жар-птицы)
Синяя сказка-глазам заглядение, словно весною капель, ласка, забота, тепло и терпение, русская звонкая (Гжель) Загадывает загадки, способствует тому чтобы дети самостоятельно отгадали загадки. Дети выражают собственные суждения, работают все вместе. Предметы промыслов: хохлома, гжель, городец, дымка.
2этап Дидактические игры о промыслах :Что сначала, что потом? Что лишнее? Выстраиваем порядок и последовательность игр. Педагог способствует групповой работе детей, наблюдает за детьми во время игры. Игра. Дети активно играют, сортируют по размеру, форме, цвету.
3 этап. Экскурсия по музею. Стимулируем любознательность, предоставляем достаточно времени для изучения. Педагог рассказывает, поощряет детей к высказыванию, инициирует общее обсуждение. Дети выражают собственные чувства, сосредотачивают внимание.
4 этап. Изготовление куклы -мартинички. Готовим материал вместе с детьми объясняем последовательность, предлагаем схему изготовления куклы. Дети используют все материалы, сортируют по размеру, форме, цвету, фиксируют, проявляют заботу друг о друге, сосредотачивают внимание. Нитки разных цветов,картон разных размеров, ножницы.
5 этап. Итог. Выражаем искреннее восхищение. Проявляет уважение к детским высказываниям, поддерживаем,активизируем обсуждение, записываем высказывания. Дети обыгрывают, фантазируют,придумывают рассказы об игрушке.
История и портрет мартиничек. Эти куклы нам всем хорошо знакомы. Раньше они являлись неизменным атрибутом обряда (закликания) весны,в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы. Из красных – символ весны жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть, давая место куколке на могучем родительском плече. С каждым ребенком родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. В 60-х годах 20 века в куклах стали передавать и гендерные признаки- делать куколку-девочку и куколку- мальчика. Цвета ниток стали намного разнообразнее. Эти куклы широко популярны в болгарской и молдавской культурах.
Технология изготовления куклы:
1. Готовим прочный картон или дощечку и нитки.
2. Наматываем пучок нитей на картон по его длинной стороне- это основа туловища куклы.
3. Снимаем пучок нитей; вверху обозначаем голову – отступаем 1-2 см и делаем несколько витков,выделяя шею; внизу пучок нитей разрезаем. Повторяем операцию, наматывая нитки по короткой стороне картона, чтобы получились руки; фиксируем концы- выделяем запястья тугими витками.
4. Продеваем руки через туловище ниже шеи.
5. Фиксируем талию несколькими витками- кукла девочка в пышной юбке готова.
6. Берем нитки другого цвета и повторяем все операции, затем разделяем нити юбки пополам и фиксируем ноги – перевязываем внизу, чтобы получилась кукла мальчик в штанах. Эти две куклы соединяем в «ПАРОЧКУ».