Никонова Наталья Владимировна
Конспект занятия «Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края)»
Сценарий образовательной деятельности
(старшая возрастная группа)
Тема: «Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края г.)
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.
Задачи: Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка) :
-Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;
-Формировать навыки поведения в природе.
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
-Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение узнавать и называть деревья на экологической тропе.
-Расширить и пополнить знания съедобных и несъедобных грибах.
-Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :
-Развивать эстетическое восприятие.
Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению родного края, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы
Планируемый результат: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, задает вопросы; пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно - следственными связями (как? почему? Зачем, владеет начальными знаниями о себе, природном, социальном и культурном мире, в котором живет.
Средства, оборудование, материалы: игрушка или изображение птицы сорока, конверт с письмом, маршрутная карта экологической тропы
Музыкально-литературные: технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: раздаточные материалы:
Беседа перед экскурсией (проводится в групповом помещении, перед прогулкой).
Ребята, я сегодня предлагаю нам отправиться в удивительное путешествие по одной очень интересной тропе, путешествуя по которой, мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа. Я очень хочу, чтобы у каждого из вас возникло желание сохранить и защитить природу.
- Что такое тропа?
- А что такое экологическая тропа?
- Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа : растения, насекомые птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной (летом, осенью, зимой) и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.
- Ну, что хотите пройти по экологической тропинке?
- Но перед тем как отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы детей)
- Молодцы. Правила поведения вспомнили.
- Ходить нужно только по тропинкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.
- Если кто -то идет на встречу, нужно уступить дорогу, но не надо вставать на газон.
- Если увидишь мусор, нужно подобрать его.
- Нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев.
Дети с воспитателем выходят на улицу.
Прилетела сорока.
- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая.
- Сорока прилетела с письмом. Давайте, прочитаем, что же здесь написано:
- Ребята, письмо от старичка – Лесовичка. «Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Желаю вам удачи! Ваш друг – старичок – Лесовичок».
- Ну что ребята, отправимся в путешествие?
- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз: «Мы в любое время года ходим тропами природы!»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель достает из конверта маршрутную карту экологической тропы и предлагает рассмотреть маршрут, обращая внимание на условные обозначения.
Точка первая.
«Белоствольные берёзы».
Где начинается наша экологическая тропинка, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Русская красавица,
Стоит на поляне,
В желтой кофточке,
В белом сарафане.
- Где растет береза на нашей экологической тропе? Давайте к ней подойдем и поздороваемся.
- Как можно поздороваться с березкой? Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять. Давайте, обнимем её. Как в любое время года мы можем узнать берёзу? Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной. Посмотрите, какая береза?
- Кто хочет померяться с ней силой?
Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле?
- Для чего дереву нужны корни?
- Какие части дерева вы еще знаете?
- Что больше всего любят березы?
- Да, березы любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
- Береза самое распространенное дерево на всей Руси, ее можно встретить повсюду. Она украшает наши города, это очень красивое дерево. Много стихов и песен сложил про нее народ, и называют ее "Русская красавица". Это дерево - символ нашей Родины.
А теперь мы поиграем.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения:
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
- Ребята, много песен есть о красоте берёзы, и мы знаем русский народный хоровод.
Хоровод «Во поле березка стояла» (русская народная песня)
- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.
Наше путешествие продолжается и нам пора в путь.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья.
Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!
Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. (На дороге стоит корзинка)
Точка вторая: «Грибная поляна»
- А это что в корзине нам осень подарила?
- На какие две группы делятся все грибы?
Дидактическая игра «Съедобные – несъедобные»
Игры с мячом
Правила. Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в круге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб — съедобный или несъедобный. Если ребенок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», а дети должны назвать конкретный гриб.
- Дети, выберите съедобные грибы, как они называются. (Детям, которые затрудняются выполнить задание, задаются дополнительные вопросы: «Чем грибы отличаются друг от друга?», «Как узнать подосиновик?», «Чем белый гриб отличается от других грибов?»).
- А почему вы не взяли грибы, оставшиеся на корзинке?
- Скажите, как они называются?
- Теперь, дети, расскажите, где надо искать съедобные грибы?
- Правильно, многие грибы получили свои названия от названий деревьев, под которыми они растут. В грибную пору сколько ни бродишь в лесу с корзинкой, всякий раз убеждаешься в одном и том же: настоящие грибы не броские, не любят выставлять себя напоказ. Их не вдруг и заметишь. Их надо искать, да еще как! Однако мало одного упорства, надо знать, где и какой гриб можно найти, ибо у каждого гриба свое место и своя стать. Иные набираются сил в негустой траве у просек и заброшенных лесных тропинок, на небольших осветленных полянках, в подлеске, возле обомшелого пня, в соседстве с теми или иными деревьями. Другие забираются подальше, в тенистое мелколесье, под густые навесы мохнатого ельничка, в узорчатую тень перистых папоротников.
Точка третия: «Мини-огород»
- Посмотрите дети, сколько подарков нам дала природа: и ягоды, и грибы.
- А где они растут, отгадайте загадку:
Там морковка, там капуста,
Там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда друзья
Нам пускать никак нельзя.
- А что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли?
- Давайте вспомним, столько вкусных овощей растёт на огороде?
- И эти растения не могут жить без воды. А давайте теперь, будем его поливать.
Игра «Поливаем огород»
Только поливать нужно внимательно.
Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет,
Поливаем огород.
В лейку воду набираем
И на грядке поливаем…
Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю».Ребенок должен определить, какие растения нужно поливать, а какие нет. В случае спора ответ считается правильным, если ребенок сможет обосновать свой ответ. Например, из крапивы можно сварить суп.
- А теперь давайте отгадаем загадки и про огород:
В землю голову он спрятал,
Остры стрелы обнажил,
Если был бы он послаще,
Я бы с ним тогда дружил.
Зеленый, полосатенький,
В середине сладенький.
Золотое решето
Черных домиков полно.
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
Плясовая: «Картошка моя»
Урожай собран, продолжать путь к конечной точке нашей экскурсии.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
- Вот и закончилась наша прогулка! Давайте поблагодарим Лесовика за такую интересную экскурсию и Осень за её подарки несметные.
- А как называется то качество, когда всё отдают и ничего не жалеют?
- Значит, в осеннее время года природа очень щедра! Она для нас ничего не жалеет и заботится о нас. А как мы можем отблагодарить природу и позаботиться о ней?
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь взлетает мотыльком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Дети читают стихи:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать,
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!
В гармонии, дружбе
С природой будем жить.
Давайте же будем
Природу любить.
Рефлексия
Ребята, у каждого из вас есть смайлики трех цветов: черный, серый и красный.
Если черный – экскурсия не понравилась, ничего интересного не было; если серый – иногда было интересно; а если красный – все понравилось.
Предложить детям отобразить свои впечатления в рисунке во второй половине дня.