Миндина
Конспект занятия «Волшебные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Миндина Елена Григорьевна музыкальный руководитель Mindina1965 @yandex.ru
Место работы: МБДОУ№7.
Предмет: Образовательная область «Музыка», ознакомление.
Тема: «Волшебные звуки».
Продолжительность: 30 минут.
Группа: старший возраст логопедической группы.
Технологии: презентация, применение современных технических средств обучения: проектор, экран, электронное пианино, музыкальный центр.
Публикация «Конспект занятия „Волшебные звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Цель: Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий. Закрепление и активизация словарного запаса по теме: «Волшебные звуки».
Задачи:
- развивать слуховое внимание, память, речь, воображение, умение ориентировки в пространстве, желание проявить свои индивидуальные способности;
- поддерживать инициативу детей и самостоятельность в различных видах деятельности;
- развивать образно-игровые проявления, имитировать движения и повадки птиц и зверей, деревьев;
- воспитывать культуру общения и умение работать в коллективе, развивать эмоциональную сферу.
Дидактический материал: Демонстрационные презентации: «Утро в лесу»; музыкальный видеоролик «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; карточки с буквами, схемы звуковысотности. Раздаточный: картинки с изображением деревьев на каждого ребенка; платок; шумовые и музыкальные инструменты.
Предварительная работа:
- беседа о деревьях в лесу и их обитателей;
- знакомство с песнями «Жуки», «Комар», «Дунул ветерочек», «Целебные звуки» М. Лазарева работа над чистотой интонирования, умением вовремя начинать и заканчивать пение;
- знакомство с творчеством П. И. Чайковского.
Оформление: Мультимедиа со слайдами поход в лес, предметы для имитации леса.
Ход занятия
Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга нашей песенкой.
Двигательная игра - приветствие «Здравствуй, дружочек!»
сл. и муз. Коротаевой.
Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок! (дети берутся за руки)
Скорей становись со мною в кружок. (дети делают круг)
Друга зови, и я позову, руку ему протяну.
- «Здравствуйте, наши ладошки! Хлоп, хлоп. (дети хлопают)
- Здравствуйте, резвые ножки! Топ, топ. (дети топают)
- Эй, язычки, просыпайтесь! Цок, цок. (дети цокают язычком)
- Здравствуйте, глазки! Хлоп, хлоп. Хлоп, хлоп (дети хлопают глазками)
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте вместе отправимся в путешествие. Куда бы вы, хотели отправиться? (дать детям пофантазировать - ответы детей)
Конечно, можно пойти в лес, повернулись друг за другом и будьте внимательны, по пути нам будут встречаться преграды.
Игра «Отправляемся в поход»
(Дети идут за музыкальным руководителем, выполняя движения по тексту песни)
1. Отправляемся в поход, (дети идут друг за другом)
Сколько нас открытий ждет!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
2. Крылья пестрые мелькают — (дети машут крылышками)
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
4. Мы грибочки собираем, (дети собирают грибочки)
Но колени не сгибаем.
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки.
5. Прыг-скок, прыг-скок, (дети прыгают как лягушата)
Прыгай с пятки на носок.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись. (дети умываются)
6. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно, (дети поплыли)
Делать так руками нужно.
Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли в лес.
(на экране изображение леса)
Прислушайтесь, лес с нами разговаривает: «У-у-у» - встревожился лес,
«О-о-о» - удивился лес,
«А-а-а» - обрадовался лес (гости пришли)».
Игра «Музыкальный лес» (звучит фонограмма «Утро в лесу»)
Детям предлагается вспомнить, какие деревья растут в лесу (на экране изображение деревьев - которые называют дети).
На первом этапе дети исполняют на шумовых инструментах «лесные звуки» (ветер, птиц, шелест травы и т. д., а с окончанием музыки изображают любое дерево. Каждому дереву соответствует определенное положение рук.
«Дуб» – руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.
«Осина» – пальцы растопырены, руки согнуты в локтях, подняты вверх, кисти дрожат.
«Береза» – руки подняты вверх, кисти рук наклонены в стороны.
«Елка» – руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты.
На втором этапе дети делятся на две команды – «деревья» и «птицы». Игру можно проводить под фонограмму.
Музыкальный руководитель: Теперь можно присесть на лесной полянке, а я вам расскажу одну удивительную историю про наш язычок. (на экране изображена полянка).
Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»
сл. С. Каратаевой (для укрепления мышц языка)
Музыкальный руководитель: Наш язычок пошел в путь дорогу. (цокаем)
На пути ему повстречался ручеек:
По камешкам - динь-динь-динь,
по корягам - буль-буль-буль,
по осоке – ш-ш-ш-ш.
Шел он шел и оказался на поляне,
Где собрались лесные звуки.
Он начал их передразнивать
(педагог имитирует голосом звуки окружающего мира, можно рукой или по схеме)
- ш-ш-ш (листва) с изменением динамики,
- «з» или «ж» (комар, муха)- с произвольным изменением звуковысотности,
- кап-кап-кап (дождик) – с переходом из фальцетного в обычный режим работы гортани,
- ку-ку (кукушка) – терция с разной интонацией,
- у-у-у (ветер) – с переходом из обычного в фальцетный режим работы гортани туда и обратно,
- а. (солнышко) – звуковой кластер с изменением звуковысотности по руке педагога или по схеме.
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке :
Са-а-а, в лесу бегает лиса - дети изображают лису, используя мягкие движения рук,
Со-о-о, еж свернулся в колесо – дети изображают ежа, делают руками «моталочку»,
Бу-у-у - сидит ворон на дубу – дети изображают крылья ворона.
Под музыку входит грустный Гномик, начинает плакать.
Музыкальный руководитель: Гномик о чем ты так горько плачешь?
Гномик: Дети, как же всё кругом болит!
Что-то хрумкает в груди.
В горле все дерёт, горит.
Нос мой булькает, сопит.
Музыкальный руководитель: Не грусти, Гномик! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат! Мы знаем целебные звуки и сейчас с помощью музыки будем тебя лечить
А скажите, ребята, из чего состоит песенка?
Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков. А ещё мы с вами знаем, что с помощью звуков мы не только разговариваем и поём, но и можем сами себя вылечить. Давайте вспомним, какие целебные звуки мы знаем.
Подсказка для детей – видео показ картинок букв и иллюстраций на экране:
Целебный звук «В» - лечит насморк
Целебный звук «З» - когда болит горло
Целебный звук «Ж» - можно излечить кашель
Целебный звук «Н» - излечивает головную и зубную боль
Целебный звук «М» - способствует хорошему пищеварению
Целебный звук «Р» - помогает снять усталость в конце дня
Звуки С, Ш (шипящие) - помогают отдохнуть, расслабиться.
Музыкальный руководитель: Лечим грудь от кашля – целебный звук «Ж».
Песня «Жуки» М. Лазарева.
(Дети поют, при пении руку держим на груди).
Мы жуки, мы жуки,
Мы живем у реки.
Жу – жу, жу – жу, жу.
Мы летаем и жжужим,
Соблюдаем свой режим.
Жу – жу, жу – жу, жу.
Музыкальный руководитель: Лечим горло – целебный звук «З».
Песня «Комар» М. Лазарева.
(Дети поют, при пении рука на горле).
З-з-з-з-з-з-з: комар летит.
З-з-з-з-з-з-з: комар звенит.
З-з-з-з-з-з-з: какой он злой.
З-з-з-з-з-з-з: гонится за мной.
Музыкальный руководитель: Лечим насморк – целебный звук «В».
Песня «Дунул ветерочек» М. Лазарева.
(Дети поют, при пении указательные пальцы рук на крыльях носа).
Дунул легкий ветерочек,
И зажмурился дружочек.
И зажмурился дружочек
Дунул легкий ветерочек
Небо хмурится и хмурится
Убегают дети с улицы
Ветер воет дом старается
Ветер воет дым сбивается
У-у-у-у-у-у-у-у-у-у—у.
Гномик: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду петь эти замечательные песенки!
Музыкальный руководитель: А чтобы ты их не забывал, мы оставляем тебе эти целебные звуки (картинки букв).
Гномик: Спасибо вам ребята! А теперь я хочу с вами поиграть.
Игра «Прятки с платком» А. Филиппенко
(Учить детей передавать игровые образы.)
Методический прием: объяснение педагогом игровых правил, индивидуальное и коллективное выполнение заданий.
Очень любим в прятки мы играть, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Очень любим прятаться и искать. (дети приседают, кладут руки на колени)
Вы скорее приседайте,
Глазки быстро закрывайте: (дети закрывают глаза)
Гномик проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них платком так, чтобы спрятать ребёнка полностью.
Кто к платочку этому подойдёт.
И того, кто спрятался, назовёт?
Дети смотрят друг на друга, стараясь угадать, кто спрятан под платком.
Музыкальный руководитель: Ребята, слышу какой-то чудесный запах! Посмотрите, цветочная поляна! Вот так чудо!
На поляне, у реки,
Собрались в кружок цветы.
Жёлтые и синие,
Белые и красные –
До чего ж красивые,
До чего ж прекрасные!
Ребята, чтобы взять эти чудесные цветы в руки, давайте приготовим свои ладошки.
Пальчиковая игра «Волшебный цветок».
(развивать и укреплять пальцы мышц)
Спал цветок волшебным сном : (Кулачок крепко сжат).
Показался лепесток, (Распрямить большой палец).
А за ним - его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал, (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (Мизинец)
Вот раскрылся весь цветок! (Кисть руки - в форме чашечки).
Музыкальный руководитель: А сейчас, ребята, возьмём все по цветочку, сядем на пенечек и понюхаем, какой аромат у цветов. Заодно немного отдохнём. Какой целебный звук поможет нам отдохнуть и расслабиться?
(«Ш»).
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»
музыка «Дыхание» М. Лазарева.
Музыкальный руководитель: Дети, послушайте, какая прекрасная музыка звучит!
(на экране демонстрируется музыкальный видео ролик «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского) Что это?
Дети: Вальс!
Музыкальный руководитель: Правильно, но это не простой вальс, а «Вальс цветов», а написал композитор П. И. Чайковский (на экране портрет композитора – П. И. Чайковского). А какая музыка у вальса? (ответы детей) Я предлагаю вам встать парами и мы вместе попробуем сочинить танец. (фантазия детей, в руках цветы)
Танец - фантазия «Вальс цветов» П. И. Чайковского
(знакомить с творчеством русского композитора П. И. Чайковского)
Гномик: Здорово! С помощью вашего хорошего настроения, с помощью любви к музыке я окончательно выздоровел и хочу подарить вам замечательную – добрую песенку о целебных звуках.
Песня «Целебные звуки» М. Лазарева.
(учить, чисто интонировать, выразительно)
Звуки музыку рождают и болезни побеждают.
Звуки слово создают и скучать нам не дают.
Звуки музыку рождают и смеются, и рыдают,
Если нужно, верещат и пронзительно пищат.
Хрю (7раз, Бе (7раз, Му (7раз, Жу (2 раза, Га (7раз, Ква (7раз, Ля (7раз, Кар-кар (2 раза)
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше занятие. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя и ветра, шёпот листьев, запахи растений. Голоса природы наполнят ваше сердце радостью и подарят здоровье.
Чтобы жить и не болеть,
Каждый день старайся петь!
Прогони подальше лень,
Улыбайся каждый день!
Веселись, пляши и пой –
Будь здоровый – вот такой!
Дети выходят из зала с хорошим настроением.
Литература:
1. М. Л. Лазарев: Оздоровительно - развивающая программа «Здравствуй».
2. С. Каратаева: Координационно – ритмическая игра с пением «Здравствуйте».
3. И Каплунова, И. Новоскольцева: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».
4. Диск с песнями М. Л. Лазарев.