Наталья Макарова
Конспект занятия-викторины на тему «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представление детей о знакомых птицах (воробьи, вороны, голуби, и т. д.); об их внешних различиях; объяснить,почему они могут летать по воздуху; познакомить с животными, которые могут летать (летучие мыши, белки-летяги); рассказать и показать картинки птиц, которые не умеют летать; познакомить с разными приспособлениями и механизмами, позволяющими человеку летать по воздуху; отгадывание загадок.
План проведения:
Публикация «Конспект занятия-викторины на тему „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Птицы. Конспекты занятий
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Вот и закончилась зима. Ребята, а кому мы всю зиму помогали? (Птицам). И в чем же заключалась наша помощь? (Из сделанных кормушек мы соорудили птичью столовую, куда постоянно подсыпали корм). А какой корм? (Семечки, пшено, хлебные крошки).
А каких именно птиц мы видели чаще всего? ( Зимующих: воробьи, вороны, голуби, синицы, снегири).
А по окончании зимы кто из птиц улетает? (синица, снегирь) Обратно в лес.
Отгадайте загадки.
1. Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь).
2. Белые щечки – синяя птичка,
Остренький клювик – собой невеличка,
Желтая грудка – это…
(синичка)
3. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут!
(снегирь).
Весной происходят всякие чудеса – снег превращается в воду, появляются первоцветы – подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля начинает зеленеть от пробивающейся травки. Но самое главное чудо- это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные).
Игра «Хорошо – плохо».
1. Вопрос: «Что хорошего в том, что птицы улетают от нас в теплые края?»
Ответ: Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год.
2. Вопрос: А что плохого в том, что птицы улетают от нас?
Ответ: Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы во время перелета погибают, не выдерживая трудной дороги.
А кто назовет мне птиц, которые прилетают к нам весной? (Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок).
Показываем картинки птиц, а дети называют, кто на ней изображен и по каким признакам узнали ту или иную птицу.
Ласточка – голова, крылья, спинка черная, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.
Иволга – у нее желтое оперение, а крылья и кончик хвоста – черные.
Скворец – он весь черный, клюв е него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.
Отгадайте загадки.
1. На шесте – дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец).
2. Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка).
3. Черный, проворный,
Кричит «крак» -
Червякам враг.
(Грач).
4. Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел).
5. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач).
6. Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел).
7. Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце.
(Ласточка).
8. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой!
(Дятел).
9. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись (Дятел).
10. Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).
11. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном,
Из травы и глины.
(Ласточка).
А про каких птиц, которые с нами зимовали, мы знаем загадки?
1. Видали вы его не раз,
Он скачет в 2-х шагах от нас.
«Чик-чирик, чик-чирик», -
Кто к этой песенке привык?
(Воробей).
2. Птичка-невеличка
Ножки имеет, а ходить не умеет:
Хочет сделать шажок,
Получился прыжок.
(Воробей).
3. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает, по ночам кочует-
Коноплю ворует.
(Воробей).
4. Собирает он проворно,
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый …
(Голубь сизый).
Ребята, назовите птиц, которых мы наблюдали на участке, которых подкармливали. (Ответы). А что есть у птиц : просим показать ребят голову, хвост, крылья, клюв.
Отгадать загадки.
1. Серая и черная,
Хитрая, проворная,
Кричит кар-кар-кар.
(Ворона).
2. Чик – чирик!
К зернышкам, прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей).
3. Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет.
(Голубь).
4. Озорной мальчишка,
В коричневом пальтишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей).
Ребята, птицы могут летать по воздуху. А где же этот воздух? Он вокруг нас, в комнате и на улице. Его совсем невидно, незаметно! Пощупайте его, потрогайте – совсем ничего нет. А давайте сделаем ветерок и почувствуем воздух (обмахиваем рукой лицо и просим детей сделать то же самое). Вот какой ветерок, вот какой воздух вокруг нас – легкий, мягкий, совсем незаметный. А птицы могут летать по воздуху! Как же они летают? Что им помогает? Птицы имеют крылья, взлетая, они, раскрывают и делают взмахи. Крыльями и раскрытым хвостом они опираются о воздух. У птицы легкое тело, они мало и часто едят, чтобы не быть тяжелыми. Их тело покрыто очень мелкими перьями – пуховыми и маховыми. Пуховые перья маленькие, пушистые – они для тепла, маховые перья длинные и жесткие, с полым (пустым) стержнем, такие перья растут на крыльях и хвосте, ими птица опирается о воздух, отталкивается от него.
Игра- физкультминутка.
Давайте поиграем: вы будете птицы (вороны, синички, воробьи, голуби) – будете летать. Устанете, прижмите крылышки и поклюете зернышек.
Ребята, кроме птиц могут летать или делать небольшие перелеты некоторые животные.
Отгадайте кто это:
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
(Белка).
Ночь летал,
А днем повис
Головой ушастой вниз.
(Летучая мышь).
Без крыльев,
А быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает.
(Белка).
Но есть некоторые птицы, которые не умеют летать, потому что у них маленькие, относительно тела, крылья. Догадались, про кого я говорю? (пингвины, страус).
И петь не поет,
И летать не летает…
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус).
Но знаете, и человеку очень хочется летать, но он не приспособлен к этому – большой, тяжелый, не имеет крыльев, не покрыт перьями. Но человек умный, умеет изобретать и работать – он придумал всякие приспособления и механизмы:
Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу.
(Вертолет).
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился…
(Парашют).
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета).
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет)
Ну, вот и подошла к концу наша викторина. Мы вспомнили многих птиц; узнали, почему они могут летать; познакомились, кто и как летает.