Елизавета Медведева
Конспект занятия «Весну спасаем» по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Весна»
Конспект занятия «Весну спасаем» по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Весна»
Цель: закрепить представления детей о весне как времени года, о весенних месяцах, о признаках наступления весны.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
• уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны, о весенних месяцах;
• уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме занятия (весна, март, апрель, май, солнце, капель, проталины, ледоход, почка, ручей, подснежник, мать -и -мачеха, первоцветы, трава, наступать, таять, капать, появляться, течь, набухать, расцветать, прилетать, чистый, голубой, прозрачный, первый, хрупкий);
• совершенствовать синтаксический строй речи;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
коррекционно - развивающие:
• развивать связную речь детей;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать координацию речи с движением;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
воспитательные:
• воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, фланелеграф, цветные карандаши, листы бумаги.
Материалы: демонстрационный материал, игровой персонаж «Солнышко», презентация PowerPoint «Детям о весне»
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети проходят на ковер (создаем благоприятную атмосферу)
Лог. - Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Здравствуйте ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Лог. - Присаживаемся на стульчики.
- Ребята, утром к нам в группу, прибежало Солнышко и дало письмо от Зимы: «Здравствуйте! Мне очень понравилось у вас в краях и хоть наступает время Весны, я не тороплюсь уходить и поэтому Весну я – заморозила и превратила ее в сосульки, которые оставила в вашей группе! Если вы хотите ее разморозить, вам придется выполнить мои задания! Вы готовы?»
- Ребята поможем Солнышку разморозить Красавицу-Весну? Дети: - Да!
2. Основная часть
Лог. : - Солнышко, ну и какое первое задание приготовила для нас Зима? «У Весны есть «дети», давайте их вспомним, а как вспомним 1 сосулька и растает» - Ну что, ребята давайте вспоминать, весну спасать. Я вам буду загадывать загадки, а вы их разгадывайте (показ иллюстраций):
1. Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц… (март)
2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель-
В гости к нам пришел… (апрель)
3. Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край –
Нас теплом встречает… (май)
Лог. : - Ну что, Солнышко, вспомнили мы месяцы весенние. Получится у тебя разморозить первую сосульку? «Давайте попробуем! Получилось!»
Лог. – Вот какие мы молодцы! Справились. Давайте теперь разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику про весенние месяцы.
Пальчиковая гимнастика «Матушка Весна»
Идет матушка Весна, (указательный и средний палец «шагают»)
Отворяем ворота. (разводим руки ладошками вверх)
Первым март пришел – (большой пальчик левой руки поглаживаем правой рукой)
Белый снег сошел. (ладошками гладим поочередно тыльную сторону обеих рук)
А за ним апрель (указательный пальчик левой руки поглаживаем правой рукой)
Отворил окно и дверь. (сомкнутые вместе ладошки «раскрываем» 2 раза)
А уж как пришел май (средний пальчик левой руки поглаживаем правой рукой)
Солнце в терем приглашай. (разводим пальцы в поднятых вверх руках).
Лог. : - Справились мы Солнышко с первым заданием, давай скорей ко второму переходить. «Ребята, теперь необходимо вспомнить, чем Весна-красна отличается от других времен года»
- Хорошо, Солнышко, вспомним. Для этого ребята, давайте разместимся у экрана.
Показ презентации «Детям о весне» (1 слайд)
Упражнение «К нам пришла весна» (показ презентации)
Рассмотреть с детьми картинки на слайдах, на которых изображены различные признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:
1 слайд: -Что происходит с солнышком весной? (С приходом весны солнце светит ярче, становится теплее)
2 слайд: - Что происходит со снегом весной? (Весной тает снег)
3 слайд: - Что происходит, когда тает много снега? (Когда тает много снега, бегут ручейки)
4 слайд: - Что появляется на земле, где растаял снег? (На земле появляются проталины)
5 слайд: - Что вырастает на проталинах? (На проталинах вырастают первоцветы)
Лог. : - Давайте, ребята, отдохнем и разомнемся. Вставайте и повторяйте за мной:
Физкультурная минутка «Весенняя»
Лог. : - Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за мной повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)
Лог. : - Молодцы. Садитесь и продолжим.
6 слайд: - Что набухает на ветках деревьев и кустарников весной? (На ветках набухают почки)
7 слайд: - Что происходит весной со льдом на реках? (Весной трескается лед на реках и начинается ледоход).
8 слайд: - Что надевают люди? (С приходом весны люди меняют свою одежду и обувь с зимней на весеннюю)
9 слайд: - Кто просыпается после зимы? (Животные леса, находившиеся в зимней спячке (медведи, барсуки, ежи)
10 слайд: - Кто возвращается с теплых стран? (Весной на родину возвращаются перелетные птицы)
Лог. : - Посмотрели презентацию, ответили на все вопросы, а теперь давайте сделаем гимнастику для наших глаз, чтоб они тоже отдохнули:
Гимнастика для глаз «Лучик»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду (Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
Лог. : - Солнышко, вспомнили мы все признаки весны, получилось растопить нам следующую сосульку? «Получилось!» - Ребята, мы с вами большие молодцы! Но надо, чтобы растаяла последняя сосулька. Солнышко, что нам надо для этого сделать?
«Пока вы вспоминали признаки весны, я увидело у вас дерево в группе, но оно голое, без листочков. Давайте нарядим наше дерево в яркие зеленые листочки?»
Лог. : Хорошо! Давайте, пройдем к нашему дереву и сыграем в игру «Да или Нет». Я буду задавать вопросы, если ответ будет «Да», кто отвечает - прикрепляет зеленый листочек, если ответ «Нет» - ничего не происходит. Готовы?
Дети: - Да!
Игра «Да или Нет»
• Весной цветут цветы?
• Весной растут грибы?
• Капель весной бывает?
• Колючий ветер прилетает?
• Ну, а птицы гнезда вьют?
• А букашки везде летают?
• Урожай все собирают?
• Зверки норки открывают?
• Птичьи стаи прилетают?
• Часто-часто льют дожди?
• Солнце землю прогревает?
• Можно детям загорать?
Лог. : - Солнышко, посмотри какое у нас дерево зеленое стало. Пускай последняя сосулька тает! «Растаяла! Ура! Мы спасли Весну, и уже завтра она придет к вам в гости! Спасибо, ребята! А мне пора, побегу Зиме все расскажу. До свидания!» - До свидания, Солнышко! Ждем вас с Весной завтра в гости.
Лог. : - Ну что, ребята, мы с вами молодцы! Спасли Солнышко от проказницы Зимы! А теперь я предлагаю вам сделать подарки для Весны. Садитесь за столы. Посмотрите, что нарисовано на листе?
Дети: - Солнышко!
Лог. : - Но Солнышку чего-то не хватает, да?
Дети: - Лучиков!
Лог. : - Правильно! Обведите нарисованное Солнышко, раскрасьте его и дорисуйте ему лучики, чтоб оно светило и грело нас Весной.
3. Итоги занятия (рефлексия)
Лог. : - Дети, вот и подошло к концу наше занятие. Вы все молодцы, все помогали Солнышку спасти Весну. Что вам больше всего запомнилось? Что оказалось самым интересным? Или, наоборот, может кому-то что-то не понравилось?
Ответы детей.
Лог. : -Хорошо. Спасибо вам за работу.