Нила Николаевна Супрунова
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Ключ к знаниям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Ключ к знаниям"
Программное содержание:
Закрепить у детей знания о звуке, слове, предложении.
Формировать умение составлять слова из звуков, букв; предложения из слов в правильной последовательности.
Совершенствовать связную речь, используя предложения разной
конструкции.
Развивать технику чтения.
Воспитывать интерес к учебной деятельности, желание учиться.
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Ключ к знаниям“» размещена в разделах
Словарная работа: слово, слово-предмет, слово-действие, слово-признак, звук, предложение, точка, схема, текст, знания.
Материал: конверт, картинки демонстрационные и раздаточные : Буратино, книга, ключ, бубен, неваляшка, цветы; материал для игры «Составь предложение», «Найди место букве»; сундучок; книг
Ход занятия:
Логопед : Ребята, сегодня нам почтальон принес письмо. И оно от сказочного героя…
(показывает конверт с изображением Буратино)
Логопед : Как вы думаете от кого письмо?. Как догадались?
- Интересно, и что в конверте (открывает конверт, достает письмо)
Логопед : как вы думаете, о чем это письмо?. (предположения ребят)
-А что сделать, чтобы узнать, о чем пишет Буратино?. Конечно, прочесть (читает) : Дорогие ребята детского сада «Золотой ключик»…Помогите мне, пожалуйста. Папа Карло дал мне ключ в страну Знаний, а Карабас Барабас его у меня забрал. Сказал, что отдаст ключ в страну Знаний только тогда, когда я найду СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Азбуку Папы Карло я продал, поэтому не знаю, что такое СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ…Может быть в вашем детском саду я найду ключ?
. А вы знаете, что такое «слово» и что такое «предложение». ( Ответы детей: да). Вы мне поможете понять, что такое «слово» и что такое «предложение».?
Логопед : так что такое «слово»? (ответы детей). (Слово – это все, что мы произносим).
Логопед : показывает картинку «КНИГА» :
- Каким словом эту картинку назовём? Что это за слово? (слово-предмет).
- Как на письме обозначаем слово-предмет? (одной полоской)
- Подойди, Саша, к доске и обозначь, пожалуйста, мелом слово-предмет…
- Книга что делает? (лежит)
- Что это за слово? (слово-действие)
- Какие слова-действия можно подобрать к слову «Книга»?.
- Как на письме обозначаем слово-действие) (двумя полосками)
- Подойди, пожалуйста, Катя, к доске и обозначь слово-действие.
- Книга какая? (интересная…
- Что это за слово? (слово-признак…
- Какие слова-признаки можно еще подобрать к слову «Книга»?
- Как на письме обозначаем слово-признак?
- Подойди, пожалуйста, София, обозначь на доске слово-признак…
- Итог: Вот сколько слов мы подобрали к слову «Книга».
Из чего можно составить слово? (из слогов)
Предлагаю вам составить свои слова из слогов. В этом вам помогут карточки, которые лежат у вас на столах.
Переверните их, при помощи фломастера соедините слоги, чтобы получилось слово…
Ребята выполняют задание. Логопед проверяет.
На полочке замечает ключ…
-Ребята, посмотрите, ключ нашелся. Теперь Буратино попадет в страну Знаний… Как ты думаешь, Даня, подойдет этот ключ? (мальчик объясняет)
- Спасибо, Даня…Этот ключ не спасет Буратино, потому что нет для него замка…
-Значит мы не все рассказали о словах… Ребята, когда слова дружат, то что произносит человек? (предложение…
- : А теперь послушайте что такое предложение по школьному: Предложение - это законченная мысль вслух. Мы должны понять, о чем говориться в предложении.
- Нам предстоит выполнить следующее задание: (показываю детям картинки «флейта»).
Договариваемся, что картинка «флейта» будет обозначать слово «музыка»; картинка «неваляшка» обозначает слово «звучит»). Вызываю двух детей с картинками «флейта» и «неваляшка». Составляем предложение «Музыка звучит». Читаем.
-Давайте запишем в тетрадях это предложение (дети составляют схему). В конце предложения что ставим?. Правильно, точку.
Логопед предлагает слову «звучит» встать впереди слова «музыка», читаем.
Дети в тетрадях составляют схему…
Показывает картинку «Цветы», договариваемся, что это слово будет обозначать слово «красивый» Дает картинку ребёнку. Предлагает встать слову «красивый» первым в предложении «Красивая музыка звучит». Читаем.
Дети составляют схему предложения…
Логопед предлагает «словам» поменяться местами в предложении: «Музыка звучит красивая» «Звучит красивая музыка».
А теперь каждый выберет себе картинку и составит свое предложение…
Дети составляют предложения, называют… СОСТАВЬ КОРОТКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Работа внутри предложения:
- Назови первое слово.
- Назови последнее слово в предложении.
- Слово «красивая» стоит на каком месте?
- О чем говориться в предложении?
- А что музыка делает?
- Получилось у нас составить и прочитать предложение? (ответы детей)
Логопе д (подводит итог) : Я поняла, что мы говорим словами, а из слов составляем предложения. Мы много работали и язычком, и пальчика, и глазками…Давайте немного отдохнем…
Выполняется гимнастика для глаз…
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем сидеть с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)
Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Глазами рисуем букву У)
Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)
Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево)
Заниматься вновь начнем.
Появляется на полу ключ.
Логопед : Ой, что это? ( дети: ключ)
Логопед : Ура! Буратино попадет в страну знаний и нам укажет этот путь! Пойдемте скорей, откроем замок. (Дети проверяют подходит ли ключ к замку)
Дети: Ключ не подходит.
Игра «Предложение, не предложение».
Логопед : Называю слово – встать, Говорю предложение – сесть (главная задача – психологическая разгрузка детей, поэтому постепенно темп ускорять. Чтобы запутать детей).
Появляется на полу ключ.
Логопед : Ой, ещё ключ.! Пойдемте скорей, откроем замок. (Дети отвечают)
Дети: Ключ не подходит.
Логопед : Да, не так- то просто у Карабаса получить ключ, придётся ещё задание выполнять. (Логопед достает из конверта карточки с картинками…
Логопед : Вам, ребята, предстоит прочитать спрятанное слово. Для этого нужно соединить первые звуки слов-картинок… Задания будете выполнять парами… : Владик, напомни, как мы работаем в команде?
Дети выполняют задания. Логопед проводит проверку выполнения задания, уточняя, почему получилось такое слово.
НАЙДИ БУКВЕ МЕСТО В СЛОВЕ
Появляется на столе ключ.
Логопед : Еще один ключ! А вот и замок… (Открываем замок. Звучит музыка. Из сундучка достают КНИГУ.)
Логопед : Ребята, теперь мы знаем путь в страну Знаний… Книги - это источник знаний, они написаны словами и предложениями. (Дети рассматривают книги).
Дети: Мы научимся читать, будем очень много знать!
Логопед : Эти книги Буратино дарит нам за старания…
Дети говорят Буратино «спасибо», рассматривают новые книги…