Нина Гавриленко
Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать +Заказ
«Золотая хохлома»
Программное содержание:
-Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
-Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту; -Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
-Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, листы бумаги жёлтого (силуэты посуды, акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.
Ход деятельности.
Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас на выставку, но перед тем как отправиться туда, послушайте сказку (дети садятся).
Воспитатель: Жила была в одном селе девушка по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить. А посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали её за это Марья - искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заточить в своём царстве. Налетел, схватил и понёс. А Марья - искусница превратилась в красивую Жар - птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда попало красивое пёрышко - там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. К нам сегодня тоже долетело волшебное перышко Жар - птицы, а это говорит о том, что мы с вами стали настоящими мастерами и мастерицами. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: итак, мы с вами отправляемся на нашу выставку.
Резные ложки и чашки
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Вы догадались, какими мастерами сегодня будете?
Дети: Мастерами по хохломской росписи.
Воспитатель:
- Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.
Воспитатель: поиграем? Игра называется "Ромашка". У меня на доске размещен самый центр цветка (показываю, ещё есть лепестки, на каждом из которых элемент хохломской росписи. Вы должны выбрать по одному лепестку, назвать элемент росписи и приклеить его к центру ромашки. Кто первый подойдёт? (Дети подходят, выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки. Во время выполнения задания воспитатель дополнительно спрашивает об основных цветах хохломской росписи).
Ребята, давайте еще раз посмотрим, какая красивая посуда: она деревянная, расписанная.
Все эти деревянные предметы расписаны по одному виду. Этот вид искусства называется хохлома. Это декоративно – прикладное искусство. Какое это сложное слово, не правда ли?
Ребята, слово декоративное означает украшенное, а слово прикладное – применяемое в быту.
Эту роспись придумали давным – давно в русском селе. Село это называлось Хохлома. Там продавали деревянную посуду. Оттуда развозили ее по всей стране. Деревянная посуда с древних времен была в повседневном употреблении. Ее можно было увидеть в каждом доме. Ведь раньше не было стеклянной и фарфоровой посуды, поэтому люди изготавливали ее из дерева – липы, березы, ольхи, осины. Сначала вырезают форму изделия, просушивают, а потом покрывают жидким слоем глины, чтобы сгладить все поры на деревянной поверхности. А затем ее покрывают в несколько слоев льняным маслом и ставят в очень горячую печь. После этого ее покрывают оловянным порошком. Вот и готова серебристая посуда.
Воспитатель: ну вот, а теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.
У каждого из вас есть кувшинчик, я предлагаю вам расписать его своими, близкими сердцу узорами. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Рисуем завитки, листочки и ягодки; после – травку. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы и скажите волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми (хором) :
Кисти, кисти помогите
Хохлому рисовать начните!
Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.
Воспитатель:
- А теперь послушайте стихотворение о Хохломе :
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входит в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
Воспитатель: Наше занятие окончено! Пусть наши красивые изделия радуют нас и наших родителей.
Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла - хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам устроить ярмарку ваших работ. Все работы выкладываются на большой стол, дети рассматривают их вместе с воспитателем.