Получи документы

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с рассказом Б. А. Алмазова «Горбушка»

Зульфия Хисамутдинова
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с рассказом Б. А. Алмазова «Горбушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с рассказом Б. А. Алмазова «Горбушка».

Задачи:

Образовательные:Закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы педагога. Углублять содержание восприятие произведения (оценка характера персонажа с опорой на вопросы, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа) в прозаическом тексте.

Развивающие:Развивать интерес к произведениям познавательного характера. Развивать правильную, грамотную речь, логическое мышление, память, воображение.

Темочки:

Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к хлебу, нравственные и патриотические чувства.

Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Средства реализации: портрет Б. Алмазова, хрестоматия 5-6 лет, мяч, иллюстрация хлеба, указка, поднос с хлебом, музыкальная колонка.

Предварительная работа: беседа о хлебе, о блокадном Ленинграде, чтение художественной литературы. рассматривание альбома «Блокадный Ленинград», чтение рассказов Б. Алмазова, иллюстрации к рассказам.

Активизация словаря: исподтишка, извещение, горбушка, запустил, стряслось, фашисты, мякина, блокада, дневной паек, Ленинград.

Методы и приемы:словесные (загадка, чтение рассказа, вопросы к детям, пояснение, чтение стихотворения Н. Найденова «Пусть будем мир»)

наглядные (рассматривание портрета Б. Алмазова)

игровые (коммуникативная игра «Какая весна», физминутка)

Ход занятия

Организационный момент:

- Доброе утро, дети!

- Поприветствуем наших гостей. (Здравствуйте)

- Дети, какое время года за окном? (весна)

Коммуникативная игра «Какая весна?»

- Какая весна? (зеленая, теплая, красивая, холодная и т. д.) (бросаю мяч каждому ребенку)

- Дети, вы очень много читаете и знаете разные художественные произведения. Какие литературные жанры вы знаете? Назовите их. (сказки, пословицы, рассказы, былины, басни, стихотворения).

- Хорошо, дети, правильно.

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом. Скажите, что такое рассказ? (Рассказ - это небольшое произведение, в котором описывается определенное событие или эпизод).

- Сейчас, мы с вами прочитаем очень интересный рассказ. А о чем этот рассказ, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка:

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

(Прикрепляем к доске магнитом картинку хлеба)

- Правильно, дети, это хлеб. Как вы догадались, что это хлеб? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Бориса Александровича Алмазова «Горбушка». (Показываю указкой на портрет писателя)

- Дети, присаживайтесь на свои места, приготовьтесь слушать. Сели все ровно, удобно. Глазки подняли, все внимание на меня.

(Взять книгу, присесть на стул и приступить к чтению)

Алмазов Борис Александрович «Горбушка»

Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.

Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.

Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу.

В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.

— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.

Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.

— Ну как дела? — спросил он.

— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.

— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки?

Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.

— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.

— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом…

Горбушкой?

— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!

Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.

— За что тебя наказали? — спросил он.

— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.

— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

— А почему их нет? — спросил папа.

— Они погибли на войне.

— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.

— А бабушки?

— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия.

— И без хлеба?

— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.

— И всё?

— И всё… Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей… Блокадный…

Папа достал фотографию.

— Ну, — сказал он, — найди меня.

Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.

— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.

Я бы её никогда не узнал.

— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные…

Я обхватил папу руками и закричал:

— Папочка! Накажи меня как хочешь!

— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А ты его на пол…

— Я больше никогда не буду! — прошептал я.

— Я знаю, — сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым…

— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.

(После чтения дать детям осмыслить прочитанный рассказ 1-2с)

- Дети, какие слова вам показались трудными, незнакомыми? (Ответы детей)

-Молодцы!

- Давайте разберем эти слова.

- Значение слова «Горбушка» - хлебная корка» (а если не ответили, говорю сама)

-Дети, как вы понимаете значение слова Исподтишка -скрытно, украдкой, втихомолку.

- Давайте вместе хором произнесем это слово, сначала громко, затем шепотом.

- Запустил – кинул, бросил.

- Стряслось – случилось.

- Извещение – сообщение, уведомление.

- Фашисты – враг.

- Мякина - отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков и хвои.

- Блокада – окружение города врагом.

- Дневной паек – продукт, выдаваемый по определенной норме.

- Что такое Ленинград?-это город. Правильно. Это название города. А вы знаете как он называется сейчас? (Санкт – Петербург)

- Давайте вместе хором произнесем это слово, сначала громко, затем шепотом.

- Давайте мы сейчас с вами отдохнем.

Физкультминутка (под музыку песни)

Я, ты, он, она

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я".(Дети обнялись друг с другом)

Вопросы:

- Дети, понравился вам рассказ? (Ответы детей)

- Чем тебе понравился этот рассказ? (Обращение к одному ребенку).

- Кто главные герои рассказа? (Гриша, воспитательница Инна Константиновна, Сережа, папа Сережи)

- Как вы думаете, какой Гришка? (Невоспитанный, подлый, бессовестный)

- Что он делал? (Свистел, плевался, дул)

- Невоспитанный Гриша плевался и дул.

- Как одним словом назвать Гришу? (Хулиган)

- Кто? (Сережа)

- Какой? (Трудолюбивый, ответственный, смелый, хороший, вспыльчивый).

- Что он делал? (Дежурил, раскладывал, старался, запустил)

- Трудолюбивый Сережа раскладывал хлеб.

- Как одним словом назвать Сережу? (Сознательный)

- Бросив горбушку в Гришу, правильно ли поступил Сережа? (Ответы детей)

- Что было бы, если бы воспитательница не обратила внимание на поведение мальчика? (Ответы детей)

- Что узнал мальчик из рассказа папы? (Ответы детей).

- Давайте вспомним, строки из рассказа.

(— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.)

- Как отец объяснил сыну ценность хлеба? (Он рассказал сыну, что во время блокады хлеба выдавали всего 125 грамм).

- Вот, посмотрите, сколько это. (Показать детям черный хлеб 125 г.).

- Такой хлеб во время войны называли блокадным.

- Почему рассказ называется “ Горбушка”? (Ответы детей) (Потому что рассказ о ценности хлеба и жизни)

- Как вы думаете, понял ли, осознал ли Сережа свою ошибку? (Ответы детей)

- А, какими словами из текста вы можете это подтвердить? (Ответы детей)

( Я обхватил папу руками и закричал:

— Папочка! Накажи меня как хочешь!

— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А

ты его на пол…

— Я больше никогда не буду! — прошептал я.

— Я знаю, — сказал папа.)

- Дети, как вы думаете, какая главная мысль рассказа? (Ответы детей)

Вывод:

Во время войны, хлеб был самым ценным и главным продуктом, благодаря которому люди выживали. Мы всегда должны бережно и уважительно относится к хлебу. «Хлеб – всему голова!»

Рефлексия:

- С каким рассказом познакомились?

- Кто автор рассказа?

- Чему научил вас этот рассказ?

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с росписью гжель» Задачи: - познакомить детей с гжельской росписью; - учить.

Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группеКонспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Тема занятия по ИЗО деятельности: «Знакомство с городецкой росписью»[/b] Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группеКонспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с пожарным щитом»Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с пожарным щитом» Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с противопожарным щитом" Задачи: формировать у детей представления о назначении пожарного.

Ознакомление с рассказом Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» в старшей группеОзнакомление с рассказом Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» в старшей группе ООД по формированию представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе посредством ознакомления с рассказом Э. Шима «Камень, ручей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с рассказом Б. А. Алмазова «Горбушка»
Опубликовано: 8 июня 2024 в 13:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с рассказом Б. А. Алмазова «Горбушка»» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Хисамутдинова (УИ 2731555) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД