Зульфия Хисамутдинова
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с рассказом Б. А. Алмазова «Горбушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с рассказом Б. А. Алмазова «Горбушка».
Задачи:
Образовательные:Закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы педагога. Углублять содержание восприятие произведения (оценка характера персонажа с опорой на вопросы, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа) в прозаическом тексте.
Развивающие:Развивать интерес к произведениям познавательного характера. Развивать правильную, грамотную речь, логическое мышление, память, воображение.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с рассказом Б, А, Алмазова „Горбушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к хлебу, нравственные и патриотические чувства.
Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Средства реализации: портрет Б. Алмазова, хрестоматия 5-6 лет, мяч, иллюстрация хлеба, указка, поднос с хлебом, музыкальная колонка.
Предварительная работа: беседа о хлебе, о блокадном Ленинграде, чтение художественной литературы. рассматривание альбома «Блокадный Ленинград», чтение рассказов Б. Алмазова, иллюстрации к рассказам.
Активизация словаря: исподтишка, извещение, горбушка, запустил, стряслось, фашисты, мякина, блокада, дневной паек, Ленинград.
Методы и приемы:словесные (загадка, чтение рассказа, вопросы к детям, пояснение, чтение стихотворения Н. Найденова «Пусть будем мир»)
наглядные (рассматривание портрета Б. Алмазова)
игровые (коммуникативная игра «Какая весна», физминутка)
Ход занятия
Организационный момент:
- Доброе утро, дети!
- Поприветствуем наших гостей. (Здравствуйте)
- Дети, какое время года за окном? (весна)
Коммуникативная игра «Какая весна?»
- Какая весна? (зеленая, теплая, красивая, холодная и т. д.) (бросаю мяч каждому ребенку)
- Дети, вы очень много читаете и знаете разные художественные произведения. Какие литературные жанры вы знаете? Назовите их. (сказки, пословицы, рассказы, былины, басни, стихотворения).
- Хорошо, дети, правильно.
- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом. Скажите, что такое рассказ? (Рассказ - это небольшое произведение, в котором описывается определенное событие или эпизод).
- Сейчас, мы с вами прочитаем очень интересный рассказ. А о чем этот рассказ, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
(Прикрепляем к доске магнитом картинку хлеба)
- Правильно, дети, это хлеб. Как вы догадались, что это хлеб? (Ответы детей)
- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Бориса Александровича Алмазова «Горбушка». (Показываю указкой на портрет писателя)
- Дети, присаживайтесь на свои места, приготовьтесь слушать. Сели все ровно, удобно. Глазки подняли, все внимание на меня.
(Взять книгу, присесть на стул и приступить к чтению)
Алмазов Борис Александрович «Горбушка»
Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.
Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.
Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу.
В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.
— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.
Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.
— Ну как дела? — спросил он.
— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.
— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки?
Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.
— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.
— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом…
— Горбушкой?
— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!
Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.
— За что тебя наказали? — спросил он.
— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.
— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?
— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…
— А почему их нет? — спросил папа.
— Они погибли на войне.
— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.
— А бабушки?
— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия.
— И без хлеба?
— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.
— И всё?
— И всё… Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей… Блокадный…
Папа достал фотографию.
— Ну, — сказал он, — найди меня.
Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.
— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.
Я бы её никогда не узнал.
— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные…
Я обхватил папу руками и закричал:
— Папочка! Накажи меня как хочешь!
— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А ты его на пол…
— Я больше никогда не буду! — прошептал я.
— Я знаю, — сказал папа.
Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым…
— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…
— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.
(После чтения дать детям осмыслить прочитанный рассказ 1-2с)
- Дети, какие слова вам показались трудными, незнакомыми? (Ответы детей)
-Молодцы!
- Давайте разберем эти слова.
- Значение слова «Горбушка» - хлебная корка» (а если не ответили, говорю сама)
-Дети, как вы понимаете значение слова Исподтишка -скрытно, украдкой, втихомолку.
- Давайте вместе хором произнесем это слово, сначала громко, затем шепотом.
- Запустил – кинул, бросил.
- Стряслось – случилось.
- Извещение – сообщение, уведомление.
- Фашисты – враг.
- Мякина - отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков и хвои.
- Блокада – окружение города врагом.
- Дневной паек – продукт, выдаваемый по определенной норме.
- Что такое Ленинград?-это город. Правильно. Это название города. А вы знаете как он называется сейчас? (Санкт – Петербург)
- Давайте вместе хором произнесем это слово, сначала громко, затем шепотом.
- Давайте мы сейчас с вами отдохнем.
Физкультминутка (под музыку песни)
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".(Дети обнялись друг с другом)
Вопросы:
- Дети, понравился вам рассказ? (Ответы детей)
- Чем тебе понравился этот рассказ? (Обращение к одному ребенку).
- Кто главные герои рассказа? (Гриша, воспитательница Инна Константиновна, Сережа, папа Сережи)
- Как вы думаете, какой Гришка? (Невоспитанный, подлый, бессовестный)
- Что он делал? (Свистел, плевался, дул)
- Невоспитанный Гриша плевался и дул.
- Как одним словом назвать Гришу? (Хулиган)
- Кто? (Сережа)
- Какой? (Трудолюбивый, ответственный, смелый, хороший, вспыльчивый).
- Что он делал? (Дежурил, раскладывал, старался, запустил)
- Трудолюбивый Сережа раскладывал хлеб.
- Как одним словом назвать Сережу? (Сознательный)
- Бросив горбушку в Гришу, правильно ли поступил Сережа? (Ответы детей)
- Что было бы, если бы воспитательница не обратила внимание на поведение мальчика? (Ответы детей)
- Что узнал мальчик из рассказа папы? (Ответы детей).
- Давайте вспомним, строки из рассказа.
(— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.)
- Как отец объяснил сыну ценность хлеба? (Он рассказал сыну, что во время блокады хлеба выдавали всего 125 грамм).
- Вот, посмотрите, сколько это. (Показать детям черный хлеб 125 г.).
- Такой хлеб во время войны называли блокадным.
- Почему рассказ называется “ Горбушка”? (Ответы детей) (Потому что рассказ о ценности хлеба и жизни)
- Как вы думаете, понял ли, осознал ли Сережа свою ошибку? (Ответы детей)
- А, какими словами из текста вы можете это подтвердить? (Ответы детей)
( Я обхватил папу руками и закричал:
— Папочка! Накажи меня как хочешь!
— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А
ты его на пол…
— Я больше никогда не буду! — прошептал я.
— Я знаю, — сказал папа.)
- Дети, как вы думаете, какая главная мысль рассказа? (Ответы детей)
Вывод:
Во время войны, хлеб был самым ценным и главным продуктом, благодаря которому люди выживали. Мы всегда должны бережно и уважительно относится к хлебу. «Хлеб – всему голова!»
Рефлексия:
- С каким рассказом познакомились?
- Кто автор рассказа?
- Чему научил вас этот рассказ?