Татьяна Асинович
Ознакомление с рассказом Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по формированию представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе посредством ознакомления с рассказом Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» в старшей группе
Воспитатель: Асинович Т. В.
Цель: Формирование представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- учить устанавливать временные и причинно-следственные связи между изменением температуры воздуха и состоянием воды, других неживых объектов природы;
Публикация «Ознакомление с рассказом Э, Шима „Камень, ручей, сосулька и солнце“ в старшей группе» размещена в разделах
- закрепить представления детей о весне, весенних приметах;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе посредством художественного слова.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование: картинки – камень, ручей, сосулька, солнце; для опыта - камушки, лампа, две ложки, снег, сосульки.
Ход ООД:
В: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который написал писатель Эдуард Юрьевич Шим. А как он называется вы узнаете, если угадаете все мои загадки. Слушайте внимательно.
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья с горы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают (камень)
В: - Правильно ли отгадали? Посмотрим. (Показываю картинку).
Правильно. Молодцы. Слушайте следующую загадку.
Бегу я, как по лесенке
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей)
В: Давайте посмотрим. (Показываю картинку). Правильно. Еще одна загадка. Слушайте.
Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Заплачет она и умрет. (Сосулька) (Показываю картинку)
Молодцы. И последняя загадка.
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце). (Картинка)
В: Молодцы. Какое название у нас получилось?
В: Все верно. Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Эдуард Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце».
(Чтение рассказа до момента, когда Сосулька говорит «Разве иначе.»)
В: - Какое время года описано в рассказе?
- Кто главные герои этого рассказа? Перечислите их.
В: Что о себе говорит Камень? (Камень хвалится, что он весну делает)
- Что говорит Ручей? (Ручей хвалится)
- Что говорит Сосулька? (Сосулька хвалится)
- Ребята, посмотрите, я вам приготовила веточки от разных деревьев. Вспомните, пожалуйста, на какой ветке сидела Сосулька?
- Какие по характеру герои рассказа? (Герои сказки хвастливые)
- В. : Ребята, я вам предлагаю провести опыты (Проводим опыты.)
Опыт 1.
Один мокрый камень кладем под лампу, а другой оставляем в стороне – без лампы. И наблюдаем, какой камень быстрее высохнет и нагреется. Дети приходят к выводу, что тот камень, который лежит под лампой высох и нагрелся быстрее, другого, который лежал в стороне.
Опыт 2.
Берем две ложки, кладем в него снег и ставим одну ложку на камень, который под лампой, а другую ложку – на камень, который в стороне. И дети наблюдают, что происходит со снегом. И приходят к выводу, где быстрее растаял снег.
Опыт 3.
Берем две сосульки и кладем одну – под лампу, а другую – в стороне. И смотрим, что же происходит. Ребята приходят к выводу, что быстрее тает сосулька та, которая под лампой.
В: - Так почему камень стал горячим, Ручей бурливым, а Сосулька тает? (Потому что их пригрело солнышко)
В: - Итак, кто же весну делает? (Весну делает Солнце).Молодцы. Давайте с вами дочитаем, правильно ли мы с вами говорим или нет? (дочитываем рассказ).
В. : Наверное, вы устали. Сейчас пойдем с вами погуляем и посмотрим на наше весеннее солнышко.