лена трофимова
Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Цель:
Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.
Задачи:
Образовательные.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• Обогащать знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
• Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве, понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «над», «под», «между».
Развивающие
• Развивать умение узнавать птиц в природе (внешний вид, голос, повадки)
• Побуждать детей вести и оформлять наблюдения самостоятельно.
• Поощрять желание детей анализировать, обобщать увиденное.
• Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
Воспитательные.
• Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Материалы и оборудование:
Фотографии зимующих птиц, ноутбук, презентация, разрезные картинки, маски птиц, мяч, шаблоны для пряников, клейстер, корм для птиц.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель:
Ребята, я вижу- у вас радостное настроение.
А у радости есть подруга,
В виде полукруга,
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть - тоска е боится.
Что это? (улыбка)
Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. Улыбнемся нашим гостям, поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, давайте представим что мы пришли с вами в зимний лес, где много деревьев и поют птицы. Давайте подышим свежим воздухом.
Стихотворение.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Воспитатель: Как красиво в зимнем лесу!
А в лесу то холодно. Давайте с вами погреемся.
Самомассаж лица.
А в парке мороз и ветер, Пощипывание щек
В парке гуляют дети. Постукивающие движения пальцами по щекам
Ручки, ручки согревают, Потереть ладошки друг о друга и произнести звук
Ручки, ручки потирают. Указательными пальцами массировать крылья носа.
Нам мороз не страшен, Зигзагообразные движения от середины лба к
Вот как мы попляшем вискам.
Воспитатель:
Ребята,давайте подойдём к столу, на нем лежит конверт. Посмотрите, что в нем. Если вы сложите разрезные картинки, то узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.
«Сложи картинку»
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о ком мы будем разговаривать?
Ответы детей: О зимующих птицах.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете люди какой профессии изучают птиц?
Кто знает,как называется эта профессия?
Ответы детей: Орнитолог.
Воспитатель:
Орнитолог -это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. А потом записывает свои наблюдения в дневнике. Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. И я вам предлагаю поиграть в ученых-орнитологов.
Сегодня, я старший орнитолог, а вы научные сотрудники.
Воспитатель:
Давайте мы вспомним все, что мы знаем о зимующих птицах. А потом зарисуем свои наблюдения в свою книгу.
Что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
Игра «Кто как голос подаёт?»
Воспитатель:
Прослушайте и отгадайте, чей голос вы слышите:
Воробей, голубь, дятел, синица, cорока, снегирь, клест.
Воспитатель:
Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
Вот мы с вами и в лесу.
Воспитатель:
Ребята. этих птиц мы можем не только услышать,но увидеть в нашем лесу.
Чтобы они к нам прилетели, вы должны отгадать их по описанию.
Игра «Узнай птицу».
Голова, крылья, хвост у этой птицы – ч рные, а по бокам белоснежные п рышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
Воспитатель: Ребята, сорока предлагает вам поиграть.
«Какой птички не стало»
Воспитатель: Ребята,чтобы угадать следующую птицу, которая к нам прилетит, надо угадать загадку.
Загадка
Он по рабочему одет
Удобно, просто,ловко
На нем малиновый жилет
И пестрая спецовка.
Ответы детей: Дятел.
Ребята, дятел тоже предлагает поиграть.
Игра «Какие голоса подают птицы?»
Стучит – (Дятел) Ухает - (Сова)
Чирикает – (Воробей) Воркует - (Голубь)
Стрекочет – (Сорока) Каркает - (Ворона)
Свистит – (Синица) Щелкает - (Клест)
Свистит – (Снегирь) Тюрь-тюрь - (Свиристель)
Воспитатель:
Эта крупная птица, умеет ворковать, ее считают символом мира. Окрас у этих птиц бывает самый разный – белый, серый, коричневый.
Ответы детей: (Голубь)
Воспитатель: Ребята, голубь вам тоже предлагает поиграть.
«Чьи следы»
Воспитатель:
Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткими хвостом и крыльями. Клюв маленький. В морозы птицы, нахохлившись, прижимаются друг к другу.
Ответы детей : (Воробей)
Воспитатель: Ребята, воробей нам тоже предлагает поиграть.
«Верю» «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью – (нет)
-У птиц тело покрыто перьями -(да) перьями
-У птиц есть клюв - (да) клюв есть
-Птицы летают - (да) летают
- Клесты выводят птенцов летом - (нет) зимой
- У синицы жёлтое брюшко-(да) желтое
- У воробья большой сильный клюв. (нет) маленький
- У сороки короткий хвост- (нет) длинный
- Для птиц самое страшное зимой холод– (нет) голод.
- Клесты любят семена шишек- (да)
-Синицы любят сало-(да)
-Ворона-это маленькая птица-(нет) большая
Воспитатель:
У этой птицы крупное туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – ч рные, а остальное тело – серое.
Ответы детей: (Ворона)
Воспитатель: Ворона предлагает поиграть.
«Скажи наоборот»
Воспитатель: Это крупная, очень красивая птица с хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Ее название означает громко кричать, свистеть.
Ответы детей: (Свиристель)
Игра «Части тела " (с мячом).
Вы птицы, а я человек. Я буду говорить о себе, а вы — о птице.
У меня голова -И у меня голова.
У меня нос - у меня клюв.
У меня руки - у меня крылья.
У меня ноги - у меня лапы
У меня нет хвоста - у меня есть хвост
Я хожу по земле - я летаю в воздухе.
Я разговаривая - я чирикаю.
Воспитатель. Ребята,чтобы отгадать следующую птицу, вам надо отгадать загадку.
Загадку.
Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой
Ответы детей: (Клест.)
Воспитатель : Клест предлагает поиграть.
«Кто где сидит»
-Кто находится в правом верхнем углу?
-Кто находится в левом нижнем углу?
-Кто находится между синицей и дроздом?
- Кто находится в правом нижнем углу?
- Кто находится в левом нижнем углу?
- Кто находится справа от сороки?
- Кто находится слева от сороки?
- Кто прыгает по снегу под синичкой?
Воспитатель: Ребята, мы не описали еще одну птицу. Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло
Ответы детей: (Cова)
Воспитатель : Сова приглашает вас поиграть.
Давайте вы все будете маленькими птичками. кто-то один — совой.
Подвижная игра «Сова».
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг -"гнездо совы". Выделенный ребенок -"сова" встает в гнездо. Остальные дети -" маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Воспитатель:
А есть птицы, которые зимой перебираются из лесов в город, ближе к человеку, как их называют?.
Ответы детей: кочующими.
Воспитатель : Это красивая птица. У не на голове ч рная шапочка, щ ки белые, на горле ч рный галстучек, спина зел новатая, а брюшко – ж лтое. Летом она живет в лесу. А с наступлением холодов птица перебирается ближе к человеку.
Ответы детей: (Синица)
Воспитатель:
У этой небольшой птицы голова, крылья, хвост – ч рные; спина серая, брюшко – у самцов красное, а у самочек серенькое. Клюв короткий, толстый. Хвостик вилочкой.
Ответы детей:(Снегирь)
Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
-Почему?
Ответы детей:
-Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
Воспитатель:
- Как назовем их, одним словом?
Ответы детей:
-Зимующие.
-Почему их так назвали?
-Потому что остаются зимовать.
Воспитатель:
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой?
-Да.
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
-Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее : холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
Воспитатель:
Давайте вспомним, как люди помогают зимующим птицам выжить в зимние холода.
Ответы детей:
Делают для птиц кормушки и каждый день их кормят.
«Мы кормушку смастерили».
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Будет общее веселье!
Воспитатель:
У каждой птицы свой любимый корм.
Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.
Игра «Чем питается птица?»
-Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
Воспитатель:
Когда мы кормим птиц, мы должны соблюдать некоторые правила.
«Правила кормления птиц»
-Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
-Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
-Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили
-Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Заключительная часть.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем парке)
- О ком мы беседовали? (о зимующих птицах).
- Каких новых зимующих птиц вы запомнили? (клест, свиристель)
Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.
-Что начинают делать птицы весной?
-Птицы начинают вить гнезда
- А что же делают люди, ожидая птиц весной?
-Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Ребята,давайте с вами сделаем лакомство для птиц и на прогулке повесим их на деревья.
Изготовление «пряников» для птиц
Изготовление пряников из зерновой смеси для птиц (работа за столами)
Кормушки бывают самые необычные и мы можем своими руками сделать вот такие вкусные пряники для птиц, которыми они могут лакомиться очень долго. Нам понадобятся клейстер из пшеничной муки, который совсем не повредит птицам и смесь из зерен и семян. Смазываем картон клейстером и обсыпаем зернышками. Когда пряник подсохнет, мы их вынесем на наш участок и повесим рядом с кормушкой. Размещают свои пряники на подставку.