Ольга Иванова
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с бытом казаков, домашней утварью. Расширять словарный запас.
• Учить детей украшать печь техникой оттиска.
• Воспитывать любовь к малой родине и правила поведения в гостях.
Оборудование. Старинная утварь в хате. Бумажные заготовки печи, оттиски (петушок, курочка, цыплёнок, травка и цветы). Гуашь жёлтого, красного, зелёного цветов. Подкова. Диск с казачьими песнями.
Предварительная работа. Рассматривание старинных фотографий. Беседы с детьми. Знакомство со старинными видами рукоделия.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа. Глэчик, макитра, сырно, коромысло.
Ход.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, на фотографии. Кто на них запечатлён?
Дети. Родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки.
Воспитатель. Как можно назвать их одним словом?
Дети. Родственники, предки, родичи.
Воспитатель. Правильно, дети. Близкие предки – это ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили давно-давно. Сегодня мы пойдём в старинную казачью хату, посмотрим её убранство, узнаем, как жили наши предки.
(кукла в казачьем наряде – Хозяйка)
Хозяйка. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Хозяйка. Я здесь хозяюшка и приглашаю вас познакомиться с убранством моей хаты и разной утварью, с обычаями казаков.
Воспитатель. Мы с ребятами очень хотим побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её, узнать, как жили казаки, чем занимались.
Хозяйка. С удовольствием расскажу вам, хлопчики и девчата, как жили в старину. В казачьих семьях главой семьи был казак. Он работал в поле, был кормильцем для своей семьи. А самое главное – охранял свою землю от врагов. Его жена, казачка, была дома, занималась хозяйством. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести на коромысле воды, чтобы можно было постирать, приготовить еду, искупать ребёнка. А в свободное время казачки любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Ребята, посмотрите на предметы в этой комнате и скажите, какие из них украшены вышивкой.
Дети. Полотенца, занавески, простынка в детской кроватке, подушечка.
Хозяйка. Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети. Скатерть, полотенца, салфетки.
Хозяйка. А вот и кормилица семьи – печка. Пищу готовили вот в таких больших чугунах. Чугун тяжёлый, чугунный. Его ставили в большую печь, после того как сгорят дрова и печка нагреется. Каша в нём медленно томилась и получалась вкусной, ароматной. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется «глэчик». Молоко в нём долго оставалось свежим. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. А в чём же кипятили воду для чая, как вы думаете?
Дети. В самоваре.
Хозяюшка. Ребята, вы запомнили, как называлась старинная казачья посуда?
Дети. Глэчик, чугунок, макитра.
Хозяйка. Разговаривая с пожилыми людьми, мы выяснили, что казаки любили украшать не только свою хату, но и печку-кормилицу. Использовали они для этого натуральные красители. Зелёную краску делали из крапивы, красную – из свеклы, жёлтую и оранжевую – из луковой шелухи. В качестве узоров использовали изображения домашней птицы – петушка, курочки, цыплёнка – или растительный орнамент – траву, цветы. Хотите попробовать украсить печь? Приглашаю вас в мастерскую.
Дети подходят к столам, на которых лежат заготовки печей и стоят мисочки с жёлтой, красной, зелёной красками, оттиски (петушок, курочка, цыплёнок, трава, цветы).
Воспитатель. Посмотрите, как примерно можно украсить печку.
Хозяйка показывает несколько вариантов разукрашивания печи. Дети садятся за столы, разукрашивают заготовки печей.
Хозяйка. Спасибо большое. Работы получились интересные, красивые. Вам понравилось, ребята?
Дети. Да.
Хозяйка. По старинному обычаю дорогих гостей встречают караваем с солью.
Воспитатель. Наши дети знают пословицы и поговорки о казаках.
Ребёнок. Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Ребёнок. Казак сам не ест, а коня накормит.
Ребёнок. Казак без коня, что солдат без ружья.
Ребёнок. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
Ребёнок. Сам погибай, а коня выручай.
Ребёнок. Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель. А ещё мы знаем много кубанских обычаев.
Ребёнок. Хранители обычаев – старики.
Ребёнок. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «вы».
Ребёнок. На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.
Ребёнок. На казачьих праздниках всегда проводились скачки.
Хозяйка. Ребята, по старинному кубанскому поверью, кто подкову найдёт, тому она счастье принесёт.
Проводится игра «Передай подкову». Дети стоят по кругу, под музыку передают подкову. С окончанием звучания музыки тот, у кого в руках окажется подкова, становится водящим.
Хозяйка. Играми да разговорами сыт не будешь. Славится наш народ угощением сладким- пирогами, куличами, чаем угощали.
Воспитатель: Ну что, ж хозяюшка, спасибо за интересный рассказ,ребята сегодня узнали много нового и интересного,до свидания.