Прасолова Елена Ивановна
Конспект занятия «Удивительный мир часов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе "Удивительный мир часов"
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о часах, о времени.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
- закреплять знания детей о видах часов;
- учить определять время на часах с помощью стрелок.
2. Речевое развитие:
- развивать у детей речь, умение точно и четко отвечать на поставленные вопросы;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
-развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
3. Физическое развитие:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Социально – коммуникативное развитие:
- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.
Обеспечение занятия : красивая коробка для сюрпризного момента, картинки часов (солнечные, водяные, песочные, механические, настольные, напольные, настенные, наручные, электронные, макеты часов на каждого ребенка, карточки с цифрами от 1 до 12.
Ход совместной деятельности:
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
В: теперь присаживайтесь на стульчики.
В: я вам принесла сегодня коробку. Хотите узнать, что в ней? Послушайте загадку:
Без ног, без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Д: Это время.
Воспитатель открывает коробку, а там пусто.
В: Почему в коробке нет ничего?
Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.
В: А можно ли измерить время?
Д: Да.
В: А зачем человеку знать, сколько сейчас времени?
Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.
В: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.
Д: Это часы.
Ребенок читает стих:
Цифры друг за другом
Встали тесным кругом.
Словно по тарелке
Идут по кругу стрелки.
Время стрелочки везут
Черепахами ползут.
Везут они минутки
И часы, и сутки.
Так часы идут для нас
Отмечая каждый час.
В: Ребят, а как вы думаете часы существовали всегда? Кто-нибудь из вас знает, как люди раньше узнавали время, когда не было часов?
Д: раньше часы были другие
В: Ребята, а вы знаете, что часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое. Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревьях. И люди изобрели первые солнечные часы.
Ребенок читает стих, показывает картинку «Солнечные часы»
Я у солнышка спросил -
Сколько времени сейчас?
Солнце палку осветило,
Показало? Вот те раз?
Но потом я догадался!
Палочку воткнул я в круг,
Числа, циферки - все тут!
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
Только помнить нужно - север
На двенадцати у нас!
В: А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению.
В: Ребята! А как вы думаете, всегда ли работали солнечные часы? А почему?
Д: В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.
В: Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу, что «время течет». Так вот, когда-то время действительно текло, и вслед за солнечными часами люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день.
Ребенок читает стих, показывает картинку «Водяные часы»
Час за часом, день за днём
Мы водичке счёт ведём.
В: А работали они так: в высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли они были людям?
Д: Часы были не удобны, потому что постоянно приходилось следить за количеством воды в сосуде.
В: С тех пор прошло не мало лет
И люди поняли ответ
Что лишь песок он есть один
И Бог, и царь, и господин.
И придумали часы песочные.
Ребенок читает стих и показывает картинку «Песочные часы»
Люблю часы песочные.
Пускай они неточные.
Но радуют приятно взгляд,
И время может течь назад!
В: Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени (3,5,10 минут). Часы переворачивают и счет времени продолжается. Как вы думаете, удобны ли они были людям?
Д: Конечно нет, эти часы надо было все время переворачивать.
В: Все эти часы – солнечные, водные, песочные – были не очень удобными, и вот время шло и люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.
Ребенок читает стих и показывает картинку «Механические часы»
Не могу понять никак —
Где в часах сидит Тик-Так?
Разобрал я весь будильник,
Там деталей целый воз!
Стрелок, винтиков, пружинок,
Разных зубчатых колёс…
Нет Тик-Така! Где Тик-Так?
Не поймать его никак.
Починил часы мой папа,
Вновь будильник заходил…
Видно, он поймал Тик-Така
И на место посадил.
В: Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
Д: Часовщик.
В: Часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
В: Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов.
- Как называются часы, которые висят на стене? (настенные)
- Которые стоят на полу? (напольные)
- Которые стоят на столе? (настольные)
- Которые человек носит на руке? (наручные)
В: Но и у них есть недостатки. Первый недостаток- это то, что их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Второй- это то, что если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках.
Ребенок читает стих и показывает картинку «Электронные часы»
А есть и новые – электронные,
Часы- неугомонные!
Только раз заведи,
Заведешь – и год ходи!
В: Это – чудо часы. На многих часах отсутствуют стрелки, вместо этого они показывают время цифрами на экране. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
Д: В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.
В: Чем отличаются механические часы от электронных?
Д: Электронные часы работают от батареек, электрического тока.
В: Давайте рассмотрим механические часы получше. Этот круг называется – циферблат, движущие стрелки указывают на цифры – так мы узнаем сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные – одна короткая, другая длинная. Короткая ходит по кругу медленно, поэтому ее называют часовая, а длинная движется быстро и показывает минуты, это минутная стрелка. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату – значит прошел час. Когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например, на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте мы с вами поиграем. Занимайте места за столом.
(Дети садятся за столы, у каждого ребенка макет часов)
В: Для того, чтобы узнать сколько время нужно посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную на 12. Часы показывают ровно час. А сколько времени показывают ваши часы?
Д: Ровно час.
В: Мы будем вращать короткую часовую стрелку, а минутную длинную установим на 12. Поставьте часовую стрелку на цифру 2. Который час показывают часы?
Д: Ровно 2 часа
В: Когда мы говорим ровно 2,3,4 часа, то длинная стрелка часов всегда будет на 12, а короткая – около той цифры, которая показывает данный час. Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы?
Д: Ровно 5 часов
В: как расположены стрелки?
Д: длинная минутная стоит на цифре 12, а короткая часовая на цифре 5
В: А теперь разделимся на 5 пар:
1 п. - поставьте время, когда утром вы встаете (ровно в 7 часов)
2 п. - поставьте время, когда вы приходите в детский сад (ровно в 8 часов)
3 п. - поставьте время, когда вы обедаете (ровно в 12 часов)
4 п. - поставьте время, когда вы уходите из детского сада домой (ровно в 6 ч.)
5 п. - поставьте время, когда вы ложитесь спать (ровно в 10 часов)
В: Как расположены ваши стрелки?
В: Молодцы! А теперь вы хотите сами побыть «живыми часами»? Давайте поиграем. Посмотрите на полу в кругу лежат цифры, что они вам напоминают.
Д: Часы
В: Каждый встаньте у любой цифры. Пока мы проговариваем слова игры – мы будем ходить вокруг цифр, а на фразу «вы нам время покажите» - нужно всем сесть. А я скажу сколько нужно показать время. Например, 5 часов. Значит ребята, которые стоят у цифр 5 и 12 должны встать. Попробуем.
Мы часы, наш точен ход
Водят стрелки хоровод
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время покажите!
В: Вот и время нашего занятия подошло к концу. О чем мы разговаривали на нашем занятии? Чем похожи и отличаются часы друг от друга? Как бы мы жили, если бы не было часов? Чем вам понравилось сегодняшнее занятие?