Алена Загудайлова
Конспект занятия в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»
Тема: «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»
Доминирующая область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Вид деятельности: Речевая.
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по картине
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Составление описательного рассказа по картине И, И, Шишкина „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Обучающие: Учить рассказывать о картине последовательно. Учить описывать свои чувства и настроение, вызываемые картиной. Обогащать словарь.
Развивающие: Развивать наблюдательность, Совершенствовать монологическую речь детей;
Воспитательные: Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи
воспитывать уважительное отношение к отвечающему товарищу;
формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие.
Использованные методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент (в группу пришло письмо, физкультминутка «Зимний лес», пальчиковая зарядка «Снежок».
Словесный: беседа, вопросы, поощрения, словесная игра «Скажи какой, какая?», составление рассказа по картине.
Наглядный: показ репродукции картины.
Практический: выполнение аппликации (заснеженные деревья).
Предварительная работа: чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме, рисование деревьев на тонированной бумаге, наблюдение за погодой на прогулке.
Материалы и оборудование: Письмо, репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», музыкальное сопровождение, снежинка. Для аппликации: заранее приготовленные листы с нарисованными деревьями, клей, кисти, салфетки.
Ход ОД
В: Ребята, отгадайте загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит к нам пришла…. (Зима)
В: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей)
В: Зима - чудесное, таинственное, волшебное время года. Снег укрыл землю белым, пушистым покрывалом, он лежит на ветках деревьев и кустарников, которые погрузились в глубокий сон. Зима радует и удивляет нас ярким солнцем и морозным воздухом.
В: Ребята, а вы любите зиму? (Ответы детей) Чем она вам нравится? (Ответы детей)
В: Во все времена русской природой восхищались и любовались – художники, поэты и писатели выражали это в своем творчестве.
Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева
Чародейкою зимою околдован лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит….
В группу приходит письмо.
В: Ребята, это письмо из жарких стран. Жители в жарких странах никогда не видели снега и не знают, что такое зима. Они просят нас рассказать, что же это такое? Поможем, ребята?
А рассказать о зиме нам поможет картина известного художника.
В: Ребята, эту картину, пейзаж написал великий русский художник И. И. Шишкин. Портрет. (Хоровое и индивидуальное повторение)
Какое время года изобразил Шишкин на картине? (Ответы детей)
О чем рассказал нам художник? (Ответы детей)
Что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (Ответы детей).
Заметили маленькие елочки и кусты? (Ответы детей)
Что изображено дальше, на втором плане картины?
Какой же это лес? (Ответы детей)
Да это старый, непроходимый лес. Про него еще можно сказать еловый бор.
Посмотрите на ели. Какие они? Обратите внимание на стволы и на ветви деревьев. (Ответы детей)
Каким мы видим лес на картине чуть дальше от этих огромных елей? (Ответы детей)
Про такой лес можно сказать частый лес или чащоба.
Чем припорошены огромные ели? (Ответы детей)
Обратите внимание на наклонившиеся стволы деревьев (Ответы детей)
Почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? (Ответы детей)
Что больше всего привлекло внимание художника в зимнем старом лесу? (Ответы детей)
На переднем плане картины мы видим поляну с поваленными деревьями, которые покрыты пушистым снегом.
Видим ли мы на картине обитателей леса? (Ответы детей)
Какие краски использовал художник для написания картины?
Посмотрите на цвет снега на картине. Какой он?
Да необыкновенный: коричнево – белый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый.
Как вы думаете, какое время суток изображено художником? (Ответы детей)
Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая? (Ответы детей).
А как бы вы назвали эту картину?
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (Ходьба на месте или по кругу)
Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит (Посмотреть вправо)
Слева елка на нас глядит (Посмотреть влево)
Снежинки в небе кружатся (Покружились)
На землю красиво ложатся (Присесть)
Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал (Прыжки на месте)
Серый волк по лесу рыщет, он себе добычу ищет (Руки на поясе, наклоны в стороны)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (Медленно присесть)
Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит (Имитируют сон)
Прилетают снегири, ох красивые они (Имитируют полет птиц)
В лесу красота и покой (Развести руки в стороны)
Вот только холодно зимой (Обхватить руками плечи)
Д/Игра, «Какой, какая?»
Снег, какой?
Белый, пушистый, серебристый, чистый, легкий, воздушный, искристый, тяжелый…
Зимний лес, какой?
Дремучий, густой, частый, спящий, глухой, неподвижный, сказочный, таинственный, волшебный, величественный…
Зима, какая?
Снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, волшебная, сказочная…
В: А теперь давайте вспомним, что мы видим на картине художника И. И. Шишкина?
Составление описательных рассказов :
Послушайте, как расскажу я :
На картине художника И. И. Шишкина я вижу зимний лес. Он старый дремучий, непроходимый. Лес запорошен снегом и инеем. На поляне, под глубоким снегом лежат стволы упавших деревьев. А между ними под снегом спрятались маленькие елочки. На ветке одного дерева сидит птица, она затихла. Тихо в лесу! Только сквозь ветви проникают редкие солнечные лучи. В лесу холодно и морозно.
- Дети, вы послушали мой рассказ, кто хочет рассказать?
Рассказы детей (1-2)
Молодцы, ребята! Рассказали о зиме, вот только жители жарких стран никогда не видели снега, как же им помочь? (Ответы детей)
Можно нарисовать или сделать поделку заснеженного леса и отправить им.
Давайте пройдем в нашу творческую мастерскую. Ребята давайте сначала разогреем наши пальчики:
"Снежок".
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальником).
Раз — подбросим. ("Подбрасывают").
Два — поймаем. (Приседают, "ловят").
Три — уроним. (Встают, "роняют").
И. сломаем. (Топают).
Н. Нищева
Ребята, мы с вами будем работать в технике «обрывание».
Отрываем небольшие кусочки бумаги и наклеиваем их на ветки деревьев и вокруг стволов.
Молодцы, ребята, теперь мы с вами отправим наши поделки в жаркие страны, а что может рассказать жителям жарких стран о зиме ваша поделка? (Ответы детей)
Рефлексия
Ребята если вам понравилось занятие возьмите себе веселую снежинку, а если не понравилось – возьмите грустную снежинку.