МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Шахматная доска и фигуры»

Рыжкова Ольга
Конспект занятия в старшей группе «Шахматная доска и фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Закрепление и систематизация знаний и навыков детей в шахматной игре.

Задачи:

- Закрепить знания детей о шахматных фигурах (их наименование, внешний облик);

- Познакомить детей с символьным изображением шахматных фигур на картинках;

- Дать детям следующие понятия: «шахматная доска», «шахматное поле», «расположение шахматной доски»;

- Продолжать воспитывать интерес детей к игре в шахматы.

Оборудование:

Темочки:

Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами, мешочек с шахматными фигурами, карточки с изображением шахматных фигур двух размеров (формата А4 – для демонстрации детям, и меньшего размера – для выполнения детьми игровых заданий).

Организационный момент.

Воспитатель звонит в колокольчик и приглашает ребят в круг.

В:

Колокольчик наш звенит,

Собираться в круг велит!

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Дети встают в круг.

В: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с шахматными фигурами. Сейчас мы проверим ваши знания. Мы будем передавать колокольчик друг другу по кругу и по очереди отвечать на мои вопросы.

Дети передают колокольчик, отвечая на вопросы воспитателя. Если ребёнок не знает правильный ответ, колокольчик передают рядом стоящему ребёнку.

В: Чем играют в шахматы?

Р: Шахматными фигурами.

В: Какого цвета шахматные фигуры?

Р: Шахматные фигуры бывают белые и чёрные.

В: Какие фигуры есть в шахматной армии?

Р: Король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.

В: Как называется самая главная фигура в шахматах?

Р: Самая главная фигура в шахматах - король.

В: Каких фигур в шахматной армии больше всего?

Р: В шахматной армии больше всего пешек.

В: Каких фигур в шахматном войске по две?

Р: В шахматном войске по две ладьи, два слона и два коня.

В: Какая фигура в шахматах только одна?

Р: В шахматах один король и ферзь.

В: Как называется самая маленькая фигура?

Р: Самая маленькая фигура называется пешка.

В: Какая шахматная фигура похожа на башню?

Р: Похожа на башню фигура ладья.

В: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили верно. Присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

В: Ребята, шахматные фигуры в книгах и на картинках могут изображаться не так, как они выглядят на самом деле. Сегодня мы научимся различать фигуры по их изображению на картинке. Для этого мне понадобится мой волшебный шахматный мешочек.

В: Даша, достань мне из шахматного мешочка фигуру короля.

Ребёнок выполняет задание. Если ребёнок не справляется с заданием, ему помогают другие дети.

В: Ребята, Даша правильно выбрала фигуру? Это король?

Д: Да.

В: Молодец, Даша, поставь фигуру короля на стол.

В: А теперь, ребята, посмотрите на картинку (символьное изображение фигуры короля). Король на картинке изображён в виде короны, которую он надевает себе на голову. Наверху короны есть маленький крестик.

Дети сравнивают шахматную фигуру с её символьным изображением.

В: Дима, достань из шахматного мешочка фигуру ферзя.

Ребёнок выполняет задание, а остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Так из мешочка ребята достают все шахматные фигуры и сравнивают их с символьным их изображением на картинке.

- На картинке ферзя изображают в виде короны с пятью зубцами;

- Слона представляют в виде остроконечного шлема;

- Коня – в виде конской головы;

- Пешка изображается в виде маленького человечка с круглым шлемом.

В: Ребята, чтобы мы смогли ещё быстрее запомнить, какими картинками (символами) изображают шахматные фигуры, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди картинку шахматной фигуры».

Перед вами на столах лежат картинки с символьным изображением фигур. Я вам буду показывать шахматные фигуры, а вы должны выбрать картинку – символ этой фигуры.

В: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Весёлый колокольчик».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. Под музыку дети идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу,

На ребяток я гляжу.

Колокольчик золотой,

Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать.

Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.

Выбранный ребенок становится ведущим. Игра проводится несколько раз.

В: Ну что, ребята, мы с вами немного отдохнули, повеселились, поплясали с весёлым колокольчиком, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Дети рассаживаются на свои места.

В: Напомните мне, ребята, где происходит шахматное сражение?

Д: Шахматное сражение ведётся на шахматной доске.

Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную шахматную доску.

В: Какую форму имеет шахматная доска?

Д: Шахматная доска имеет форму квадрата.

В: Правильно. Доска разделена на 64 клеточки, которые называются «полями». Какой формы поля на шахматной доске?

Д: Квадратные.

В: Какого они цвета?

Д: Тёмные и светлые.

В: Молодцы. На разных шахматных досках поля могут быть разных цветов: коричневые и жёлтые, светло-зелёные и тёмно-зелёные и т. д… Но независимо от расцветки, светлые клеточки называются «белыми полями», а тёмные клеточки «чёрными полями».

В: Поля на шахматной доске всегда чередуются. Двух полей одинакового цвета рядом не бывает.

Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых находятся шахматные доски из картона с недостающими фрагментами.

В: Ребята, посмотрите, на столах лежат «сломанные» шахматные доски. Ваша задача - их «починить».

Ребята подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания и напоминает, что поля на шахматной доске чередуются.

В: Молодцы. С этим заданием вы также успешно справились. Присаживайтесь на свои места.

В: Ребята, перед началом шахматного сражения доску между игроками надо располагать так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Воспитатель читает стихотворение:

Прежде чем игру начать

И фигуры расставлять,

На стол доску положи

И углы расположи.

Чтоб у левого угла

Клетка чёрная была.

А у правого угла

Клетка белая была.

Кто доску правильно кладёт –

Тем уваженье и почёт!

В: Ребята, а вы знаете, где право, а где лево?

Д: Да.

В: Сейчас проверим:

- Дотроньтесь правой рукой до носа.

- Левой рукой до левого уха.

- Топните правой ногой.

- Подмигните правым глазом.

- Поднимите левую руку и т. д.

В: Молодцы. Ребята, посмотрите, кукла Таня и кукла Оля решили поиграть в шахматы. Но они не знают, как правильно расположить шахматную доску. Давайте им поможем.

Несколько детей выполняют задание.

Заключительная часть.

В: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Что вы сегодня узнали нового? Что понравилось больше всего? Что было сложным?

Дети делятся впечатлениями от занятия.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации «Шахматная доска» в средней группеДетский мастер-класс по аппликации «Шахматная доска» в средней группе Детский мастер-класс по аппликации в средней группе «Шахматная доска» Анжела СорокинаДЕНЬ ШАХМАТ НА МААМСегодня в нашей группе прошел День.

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры»Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах:.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе «Планета Математика. Счет до 10. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе «Планета Математика. Счет до 10. Геометрические фигуры» Конспект НОД открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в старшей логопедической группе «Планета Математика» Цель: Закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Шахматная доска и фигуры»
Опубликовано: 7 января 2025 в 00:57
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Шахматная доска и фигуры»» (включая файлы) размещена пользователем Рыжкова Ольга (УИ 1460124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД