Рыжкова Ольга
Конспект занятия в старшей группе «Шахматная доска и фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление и систематизация знаний и навыков детей в шахматной игре.
Задачи:
- Закрепить знания детей о шахматных фигурах (их наименование, внешний облик);
- Познакомить детей с символьным изображением шахматных фигур на картинках;
- Дать детям следующие понятия: «шахматная доска», «шахматное поле», «расположение шахматной доски»;
- Продолжать воспитывать интерес детей к игре в шахматы.
Оборудование:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами, мешочек с шахматными фигурами, карточки с изображением шахматных фигур двух размеров (формата А4 – для демонстрации детям, и меньшего размера – для выполнения детьми игровых заданий).
Организационный момент.
Воспитатель звонит в колокольчик и приглашает ребят в круг.
В:
Колокольчик наш звенит,
Собираться в круг велит!
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Дети встают в круг.
В: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с шахматными фигурами. Сейчас мы проверим ваши знания. Мы будем передавать колокольчик друг другу по кругу и по очереди отвечать на мои вопросы.
Дети передают колокольчик, отвечая на вопросы воспитателя. Если ребёнок не знает правильный ответ, колокольчик передают рядом стоящему ребёнку.
В: Чем играют в шахматы?
Р: Шахматными фигурами.
В: Какого цвета шахматные фигуры?
Р: Шахматные фигуры бывают белые и чёрные.
В: Какие фигуры есть в шахматной армии?
Р: Король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.
В: Как называется самая главная фигура в шахматах?
Р: Самая главная фигура в шахматах - король.
В: Каких фигур в шахматной армии больше всего?
Р: В шахматной армии больше всего пешек.
В: Каких фигур в шахматном войске по две?
Р: В шахматном войске по две ладьи, два слона и два коня.
В: Какая фигура в шахматах только одна?
Р: В шахматах один король и ферзь.
В: Как называется самая маленькая фигура?
Р: Самая маленькая фигура называется пешка.
В: Какая шахматная фигура похожа на башню?
Р: Похожа на башню фигура ладья.
В: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили верно. Присаживайтесь на стульчики.
Основная часть.
В: Ребята, шахматные фигуры в книгах и на картинках могут изображаться не так, как они выглядят на самом деле. Сегодня мы научимся различать фигуры по их изображению на картинке. Для этого мне понадобится мой волшебный шахматный мешочек.
В: Даша, достань мне из шахматного мешочка фигуру короля.
Ребёнок выполняет задание. Если ребёнок не справляется с заданием, ему помогают другие дети.
В: Ребята, Даша правильно выбрала фигуру? Это король?
Д: Да.
В: Молодец, Даша, поставь фигуру короля на стол.
В: А теперь, ребята, посмотрите на картинку (символьное изображение фигуры короля). Король на картинке изображён в виде короны, которую он надевает себе на голову. Наверху короны есть маленький крестик.
Дети сравнивают шахматную фигуру с её символьным изображением.
В: Дима, достань из шахматного мешочка фигуру ферзя.
Ребёнок выполняет задание, а остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Так из мешочка ребята достают все шахматные фигуры и сравнивают их с символьным их изображением на картинке.
- На картинке ферзя изображают в виде короны с пятью зубцами;
- Слона представляют в виде остроконечного шлема;
- Коня – в виде конской головы;
- Пешка изображается в виде маленького человечка с круглым шлемом.
В: Ребята, чтобы мы смогли ещё быстрее запомнить, какими картинками (символами) изображают шахматные фигуры, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди картинку шахматной фигуры».
Перед вами на столах лежат картинки с символьным изображением фигур. Я вам буду показывать шахматные фигуры, а вы должны выбрать картинку – символ этой фигуры.
В: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Весёлый колокольчик».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. Под музыку дети идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу,
На ребяток я гляжу.
Колокольчик золотой,
Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим. Игра проводится несколько раз.
В: Ну что, ребята, мы с вами немного отдохнули, повеселились, поплясали с весёлым колокольчиком, а теперь присаживайтесь на стульчики.
Дети рассаживаются на свои места.
В: Напомните мне, ребята, где происходит шахматное сражение?
Д: Шахматное сражение ведётся на шахматной доске.
Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную шахматную доску.
В: Какую форму имеет шахматная доска?
Д: Шахматная доска имеет форму квадрата.
В: Правильно. Доска разделена на 64 клеточки, которые называются «полями». Какой формы поля на шахматной доске?
Д: Квадратные.
В: Какого они цвета?
Д: Тёмные и светлые.
В: Молодцы. На разных шахматных досках поля могут быть разных цветов: коричневые и жёлтые, светло-зелёные и тёмно-зелёные и т. д… Но независимо от расцветки, светлые клеточки называются «белыми полями», а тёмные клеточки «чёрными полями».
В: Поля на шахматной доске всегда чередуются. Двух полей одинакового цвета рядом не бывает.
Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых находятся шахматные доски из картона с недостающими фрагментами.
В: Ребята, посмотрите, на столах лежат «сломанные» шахматные доски. Ваша задача - их «починить».
Ребята подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания и напоминает, что поля на шахматной доске чередуются.
В: Молодцы. С этим заданием вы также успешно справились. Присаживайтесь на свои места.
В: Ребята, перед началом шахматного сражения доску между игроками надо располагать так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.
Воспитатель читает стихотворение:
Прежде чем игру начать
И фигуры расставлять,
На стол доску положи
И углы расположи.
Чтоб у левого угла
Клетка чёрная была.
А у правого угла
Клетка белая была.
Кто доску правильно кладёт –
Тем уваженье и почёт!
В: Ребята, а вы знаете, где право, а где лево?
Д: Да.
В: Сейчас проверим:
- Дотроньтесь правой рукой до носа.
- Левой рукой до левого уха.
- Топните правой ногой.
- Подмигните правым глазом.
- Поднимите левую руку и т. д.
В: Молодцы. Ребята, посмотрите, кукла Таня и кукла Оля решили поиграть в шахматы. Но они не знают, как правильно расположить шахматную доску. Давайте им поможем.
Несколько детей выполняют задание.
Заключительная часть.
В: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Что вы сегодня узнали нового? Что понравилось больше всего? Что было сложным?
Дети делятся впечатлениями от занятия.