Марина Жмакина
Конспект занятия в старшей группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема. Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель. Создание условий для формирования у детей представления о живописи.
Задачи.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Рассматривание репродукции картины И, И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: познакомиться с творчеством художника И. И. Левитана; учиться внимательно рассматривать живописное произведение, понимать содержание картины; закреплять представления об изменениях, происходящих в природе осенью, устанавливать взаимосвязь между изображённым на картинах и имеющимися знаниями о природе ранней осенью.
Развивающие: развивать связную речь, обогащать речь образными выражениями (золотая осень, синеющая речка, золотистая листва и т. д.)
Воспитательные: проявлять интерес к живописи, эмоционально откликаться на произведение живописи.
Оборудование.
Презентация к занятию, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень", фрагмент (пазл) из картины «Золотая осень» И. И. Левитана, листы с изображением весёлого и грустного смайлика, кружки из цветной бумаги по количеству детей, клей.
Методические приёмы.
Музыкальное сопровождение, приём вхождения в картину, искусствоведческий рассказ воспитателя.
Предварительная работа.
Знакомство с профессией художника, рассматривание иллюстраций с изображением произведений живописи, репродукций картин И. И. Левитана «Дубовая роща. Осень», «Октябрь», чтение литературных произведений о природе.
Планируемые результаты.
Дети имеют представление о творчестве художника И. И. Левитана, умеют внимательно рассматривать живописное произведение, понимают содержание картины. У детей сформированы навыки связной речи. Проявляют интерес к живописи, эмоционально откликаются на художественное произведение.
Ход организованной образовательной деятельности.
- Ребята, у моего племянника Глеба есть пазлы, на которых изображены картины известного русского художника Исаака Ильича Левитана (слайд №2 – портрет художника). В выходные, когда он приезжал ко мне в гости, мы собирали эти пазлы. Но оказалось, что Глеб потерял несколько деталей и когда осталась одна деталь (показ фрагмента картины «Золотая осень», мы не смогли найти место, куда её нужно поместить. И я подумала, может вы поможете найти место для детали из пазлов, потому что с некоторыми картинами И. И. Левитана вы знакомы. Вы хотите помочь нам с Глебом?
Воспитатель предлагает детям посмотреть слайды презентации, на которых изображены репродукции картин И. И. Левитана «Дубовая роща. Осень», «Октябрь» (слайды №3,4). Какое время года изображено на этих картинах? Есть ли на этих картинах место, куда подходит кусочек пазла?
-Да, нелёгкая у нас задача. Давайте немного отдохнём и продолжим поиски.
Физкультминутка.
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
(дети поочерёдно то поднимают, то отпускают руки перед собой).
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
(дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками, кисти рук слегка отведены в стороны, ладони «смотрят» вниз).
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
(дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку).
Кто нашёл его, друзья?
Это я, это я, это я!
(дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой).
В небе жаворонок пел.
(дети выполняют маховые движения руками).
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
(слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз).
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
(дети хлопают в ладоши).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину И. И. Левитана «Золотая осень» (слайд №5). - Ребята, давайте попробуем на этой картине поискать место для детали пазлов (дети рассматривают картину, пытаясь найти место пазла, находят фрагмент на картине «Золотая осень»).
- Представьте, что вы оказались на берегу этой речки, присядьте на траву, полюбуйтесь окружающей вас природой. (Дети под звучание музыки П. И. Чайковского «Времена года» любуются картиной).
Расскажите, что вы видите?
Да листья на берёзе жёлтые, золотые, а осина красная – багряная. Речка тихая, светло-синяя, задумчивая.
- Чем покрыты берега реки? Какая трава? Верно, зеленовато-жёлтая, начинающая увядать. Сухая трава клонится к земле.
- Как разместил всё это художник на картине? Верно, на переднем плане синеющая речка, убегающая вдаль. Слева на возвышенности стоят трепетные осинки, а за ними начинается золотая берёзовая роща. Вдалеке на излучине реки стоит одинокая берёза с яркой жёлтой листвой.
- Как вы думаете, какую погоду изобразил И. И. Левитан? Как узнали, что солнечная? Да, небо голубое, только кое-где проплывают белые, словно лебеди, облака… Воздух тёплый, прозрачный. Ветер слабо шелестит листвой.
- А что виднеется вдалеке? (Зелёная трава). Это озимь. Трава на лугах желтеет и вянет, а озимь поднимается ровным зелёным ковром. За полем с озимыми виднеются деревенские домики (дети находят изображение с пазла).
- Какие краски использовал художник в этой картине? Верно, жёлтую. Это солнечная краска, и художник в этой картине выбрал её для передачи яркого дня. Красную же краску художник использовал для изображения трепетной осинки. Для неба и речки – синий и голубой цвет. Художник в своей картине использовал радостные, весёлые краски, чтобы картина получилась яркой, красивой, живой. Поэтому такие картины называют живописными, живописью.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину?
(Слайд №6 – часть картины закрыта). Спросить у детей, что изменилось бы в названии картины, если бы художник написал только эту часть картины.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю два стихотворения, а вы подумайте и скажите какое из них больше подходит к этой картине.
- Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
- Лес – точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Как вы думаете, почему это стихотворение подходит к картине?
А какая картина вам больше всего понравилась? О чём художник рассказал нам в своих картинах?
Рефлексия.
- Ребята, спасибо вам за помощь. Было ли вам интересно? Что больше всего вам понравилось?
Прикрепите свои кружки весёлому смайлику, если занятие понравилось или грустному – если не понравилось.
Предложить детям на предстоящем занятии по рисованию нарисовать осенний пейзаж.