Светлана Орехова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Познаем, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Познаем, играя»
Цель: Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Высвобождение и активизация речевого ресурса ребенка;
Раскрепощение детской речи на основе игры.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Познаем, играя“» размещена в разделах
Формирование психологической готовности к чтению;
Развитие фантазии, воображения.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Предварительная работа: отгадывание загадок, знакомство с буквами и звуками, игры на раскрепощение детской речи.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, песочные часы, фрагменты карты, карточки с буквами, контейнеры с песком, пластилин.
Ход образовательной деятельности:
(Дети заходят в группу, приветствуют гостей)
Воспитатель: ребята, мы с вами уже подружились с некоторыми буквами русского алфавита.
Воспитатель: давайте вспомним, какие буквы с нами уже подружились?
А вы хотите подружиться с остальными буквами? (Ответы детей).
Воспитатель: В таком случае нам нужно отправиться в страну Букландию к дедушке Алфавиту, чтобы он помог нам подружиться с остальными буквами.
Воспитатель: Что нужно нам, чтобы путешествовать по стране Букландии и не заблудиться? (Ответы детей, карта).
Воспитатель: Но случилось непредвиденное: сильный ветер разорвал карту и разбросал кусочки карты по группе. Чтобы собрать карту, нужно будет выполнять различные задания. Сначала я предлагаю вам немного поиграть и разогреться перед дальней дорогой.
Поиграем в игру «Песочные часики»
(Проводится игра для раскрепощения детской речи «Песочные часы», пока сыплется песок в песочных часах, дети, не останавливаясь, говорят, о чем хотят словами, фразами, предложениями).
Воспитатель: мы готовы к предстоящим приключениям. Чтобы получить кусочек карты необходимо выполнить 1 задание.
(Проводится игра «Кто больше»).
Ребята, кто хочет взять карточку с буквой и показать ее остальным? (Ребенок берет букву, называет ее, показывая остальным, затем букву называют остальные дети.) Затем ребенок переворачивает песочные часы, и предлагает детям, пока сыплется песок (30 секунд, назвать как можно больше слов с заданной буквой. (С одной из букв дети находят кусочек карты).
Воспитатель: далее нас ждет следующее задание – игра «Изобрази и узнай». (Ребенок или несколько детей, предварительно договорившись, изображают задуманную букву, используя жесты, позы тела. Остальные дети, отгадав букву, пока сыплется песок в часах (30 секунд, называют как
можно больше слов с угаданной буквой. При изображении одной из букв, дети находят кусочек карты.
Воспитатель: следующее задание непростое – нужно узнать букву наощупь (проводится игра «Узнай наощупь»: в контейнере с песком спрятаны буквы, которые дети уже знают, необходимо, пока сыплется песок 30 секунд, узнать и назвать буквы. Здесь же дети находят кусочек карты).
Воспитатель. Ребята, поспешим, нас ждет следующее загадочное задание и кусочек карты. Я загадаю вам несколько загадок, их нужно отгадать и слепить любую букву, из тех, на которую начинались слова-отгадки.
Подойдем-ка к ней поближе…
Где тут санки? Где тут лыжи?
Вверх вскарабкались по склону
Мимо елок удивленных…
А теперь гляди-ка зорко:
Мчимся вниз по снежной! (Горке)
Высотой с громадный шкаф,
К ветке тянется. (Жираф)
Сквозь бинокль глядит в туман.
Он пока не капитан,
Он на судне юный самый,
За него боится мама,
Он пока не волк морской …
Догадайся, кто такой? (Юнга)
Топ-топ, вперевалку, неспешной походкой
По лесу гуляет… колючая щетка!
Вот яблоко катится – солнцем из тучки,
И щетка наколет его на колючки.
Змею повстречала – свернулась в клубок
И злючку колючкой ударила в бок! (Ёж)
Всю воду превратит он в лед –
Мосты на реках наведет.
И малыша, и старика
Пощиплет за уши слегка,
Потом прихватит и за нос!
На что-то сердится. (Мороз)
(Проводится продуктивная деятельность «Слепи букву». Из пластилина дети лепят буквы. На одной из коробочек от пластилина дети находят
очередной кусочек карты)
Воспитатель: ребята, поспешим, следующее задание завершающее. Посмотрите, сколько различных предметов нас окружает. Вам нужно составить буквы из этих предметов.
(Проводится игра «Составь букву из различных предметов»: в игровой зоне дети конструируют буквы из различных предметов. На одном из предметов находят последний кусочек карты).
Воспитатель: Карту необходимо собрать и склеить (дети с помощью скотча склеивают карту. На карте изображены схематично задания, которые выполняли дети, с другой стороны карты написано слово «Алфавит»).
(На экране появляется дедушка Алфавит. Дает детям ключ.)
Дедушка Алфавит: Ребята, я даю вам ключ, который откроет вам дверь в страну Букландию и вы познакомитесь с остальными буквами, даже научитесь их читать. А буквы подружат вас со звуками, но это уже совсем другая история…
До свидания, ребята.
Воспитатель: трудно было добывать вам кусочки карты?
Воспитатель: какое задание вам больше всего понравилось?
Воспитатель: ребята, а хотите узнать, какая буква к нам придет на следующее занятие?
Слушайте загадку:
За лесами, за горами,
За глубокими морями
Стоит замок на горе,
Золотится на заре!
Там забор не страшный самый,
Почему же в этот замок
Злой злодей зайти не смог?
На воротах был! (Замок)
Воспитатель: правильно, ребята, в гости к нам на следующее занятие придет буква З.