Валентина Леоненко
Конспект занятия в старшей группе «Посиделки в карельской горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
«Посиделки в карельской горнице».
Тема: Посиделки в карельской горнице.
Программное содержимое:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Посиделки в карельской горнице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Республика Карелия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
1. Воспитывать интерес к народному творчеству и быту карельского народа. 2. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, потешки, загадки. 3. Обогащать словарь детей названиями предметов быта: самовар, лапти, ухват, кочерга, печь, чугунок, прялка, кокошник, повойник, зыбка.
Материал к занятию :
Предметы быта (горшки, миски, скатерть, половики, лапти, кочерга, полотенца, прялка, сарафан, кокошник, лапти).
Ход занятия:
Занятие проходит в карельской горнице. Воспитатель приветствует гостей, хозяйку «Здравствуйте, гости дорогие, здравствуй, хозяюшка».
Хозяйка: «Хорошему гостю хозяин рад. А вы, какие знаете пословицы про гостей? Дети: «Много гостей, много и новостей/Кто гостю не рад, сам себе враг». Хозяйка: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Хозяйка всех приглашает.
Воспитатель: «В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти, корзинки. Такие вечера назывались посиделками».
Предлагается осмотреть избу и найти предметы, которые могли быть сделаны на посиделках (дети указывают на полотенце – оно вышитое; лапти – плетённые; половик – вязанный).
Воспитатель: «Я вас тоже приглашаю на посиделки». Хозяйка: «Карелки умеют печь – хлопотать, сочни катать, ватрушки крутить, пироги варить».
Достаёт пирог из печи, отдаёт воспитателю. Воспитатель благодарит. Хозяйка подходит к прялке.
Песня-игра «Прялица» :
Позолоченная прялица, я пряду, а нитка тянется, Я пряду, а нитка тянется, мне работа эта нравится.
Воспитатель: «Издавна карельский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы».
Дети: 1. Какова пряха, такова и на ней рубаха. 2. Перед хлебушком попляшешь, так им и стол украсишь. 3. Работа человека красит. 4. Ручки-белоручки трудно к труду приучить. 5. Работа суматохи не любит.
Воспитатель: «Карелы, как и все другие народы, очень бережно относились к хлебу. Даже ребёнок знал, что грех положить каравай на стол “вниз головой”. Когда хозяин начинал резать хлеб, дети стремились получить горбушку (съевший её, быстро рос). Второй ломоть старались не брать – он ленивый. За третий ломоть шла борьба – получивший его, становился проворным, шустрым и всегда быстрым. Отрезанный ломоть к целому хлебу не пристанет».
Воспитатель: «Делу время, а потехе – час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка (имитирует приготовление пищи)».
Хозяйка: «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – наш отец родной».
Воспитатель: «Уважаемая хозяйка, мы приготовили тебе подарок, но прежде отгадай загадки наши».
Дети: 1. Жеребец в конюшне, хвост на крыше (печь). 2. Еду хватает, а сам – голодает (ухват). 3. Чёрный конь скачет (кочерга). 4. Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник). 5. Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар). 6. Чёрный-пречёрный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен (чугунок). 7. Без рук, без ног по стене поднимается, в печь забирается (тесто).
Воспитатель: «Молодец, хозяюшка, все загадки отгадала, вот тебе наш подарок (повойник)».
А теперь будем шутки шутить.
Дети: 1.- Ты пирог съел? 2. - Я медведя поймал. - Нет, не я! - Так веди сюда. - Вкусный был? - Не идёт. - Да, очень! - Так сам иди. – Да он не пускает.
Воспитатель: «Вот и пошутили. А знаете ли вы? Прежде чем идти на посиделки, хозяйка сначала своих деток спать укладывала. Маленьких деток качала и песенку пела. Вот, в чём качала? (в зыбке). Что пела? (колыбельную)».
Наша детка проснулась, её надо покачать и спеть.
Ребё нок:
«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный, баюшки-баю. В зыбочку твою, баюшки-баю».
Дитятко уснуло. А мы шуметь не будем, пойдем, поиграем.
Хоровод:
«Таня по садочку гуляла, лапотки свои потеряла. Обошла везде во садочке, не нашла свои лопаточки. Не горюй, подруженька Таня, лапотки твои отыскали. Под малиновым кусточком, за берёзовым пенёчком».
• Игра «Кто быстрее побежит в лапотке».
• Сказка карельская «Лапоток».
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Воспитатель: «Да пока сказку вы слушали, огурцы на огороде зайцы скушали. Вот и посидели, вот и поговорили».