Екатерина Вдовкина
Конспект НОД в средней группе «В горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к предметам крестьянского быта.
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к предметам крестьянского быта.
Задачи:
Формировать представления о предметах быта, об их назначении; развивать социально-коммуникативные умения с помощью народных игр.
Продолжать учить лепить знакомые предметы, передавая форму, величину. Учить детей сдавливать комок пластилина в лепешку, закреплять умение лепить мелкие шарики. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В горнице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Воспитывать уважение и интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта.
Материалы и оборудование:
Русская изба, русские народные костюм, запись русских народных песен, дощечки, фартуки, пластилин, стеки.
Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.
ХОД:
(Звучит музыка «русский народный наигрыш». Дети входят. Воспитатель встречает детей сидя за прялкой).
Воспитатель:
Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
«Живу я в старинной избе. Ребята, а вы знаете, что такое изба?
(Это дом, построенный из дерева). В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. И в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил, то же было и у наших предков.
Комнату в избе называют «горницей». Постарайтесь запомнить это слово. Давайте повторим «ГОР-НИ-ЦА»
Посмотрите, как светло и просторно в моей горнице.
Обратите внимание посреди горницы стоит печь.
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи: и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка!
В деревенской избе самая главная – это печь. Печь- это сердце дома. О ней говорили: «Без печи, и изба не изба».
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?
Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!
Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? Ответы детей. А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь)
Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова, поленья).
Будьте добре, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
Игра «Гори, гори ясно».
(дети становятся в круг держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
(обратить внимание на огонь в печи) Вот как печь мы растопили.
Да, печь и накормит и обогреет.
А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки?
Оказывается, печь ещё и сушит.
Еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? Ответы детей.
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят: «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит.
Кстати, ребята, семьи в те времена были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек 5. Давайте, и мы с вами посчитаем, большая ли у нас семья.
Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»
"Как у нас семья большая"
Как у нас семья большая да веселая, (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются, (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются, (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)
А кроме людей в избе ещё были жильцы- кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись.
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать, а отгадки вы найдёте в моей избе.
1. Ножек четыре, шляпок одна,
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
2. «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
3. Книзу узок, верх широк
Не кастрюля – а (чугунок)
4. «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А к чаю всегда на столе было угощение.
А с чем чай пьют?
А в старину пили чай с сушками, ватрушками, калачами, кренднлями.
Ну что ж, печь мы затопили…
Ну что ж, печь мы затопили
А тесто- еще не замесили,
С тестом разберемся
Да за угощение возьмемся.
Игра «Испеки нам пироги милая бабуся»
А теперь предлагаю вам ребята, приготовить угощенье для наших гостей
Надеваем фартуки
Засучим рукава
Усаживаемся за столы
Посмотрите у меня готовы – сушка, крендельки, хлеб.
Но ведь этого не хватит на всех.
(Напомнить о безопасности работы со стеком)
Показ изготовления вариантов угощения и изготовление вместе с детьми.
Рефлексия:
Давайте сложим наши угощения на тарелочку.
Посмотрите, какие разные получились у нас работы.
А теперь оставить наших гостей чаевничать, а сами вернемся к себе.