елена зинатуллина
Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление детей с произведением Л. Н. Толстого «Котёнок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи.
Воспитатель Зинатуллина Елена Александровна.
Тема: "Ознакомление детей с произведением Л. Н. Толстого "Котёнок".
Приоритетная образовательная область: "Развитие речи".
Интеграция: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие".
Цель: Создание условий для формирования у дошкольников интереса к книге и внутренней потребности к чтению художественных произведений.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Ознакомление детей с произведением Л, Н, Толстого „Котёнок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Задачи:
Обучающие:
• Формировать у дошкольников интерес к книге и внутреннюю потребность к чтению художественных произведений.
• Способствовать формированию у старших дошкольников связной речи, через ознакомление с художественным произведением Л. Н. Толстого "Котёнок".
Развивающие :
• Активизировать и расширять словарь детей существительными : амбар, щавель.
• Развивать коммуникативные навыки через диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственные качества личности: чуткость и бережное отношение к животным.
• Воспитывать бережное отношение к книге.
Предварительная работа:
• Чтение произведений о домашних животных;
• Рассматривание предметных и сюжетных картинок и иллюстраций в книгах, энциклопедиях по теме «Домашние животные»;
• Беседы, дидактические игры.
Ход НОД:
I. Вводный этап
(Воспитатель приглашает детей встать в круг)
-Ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Александровна.
-"Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг,
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся. "
-А теперь ребята, я предлагаю вам присесть на свои места.
(В группе слышится мяуканье. Воспитатель подходит к двери, берет игрушку кошки.)
-Посмотрите, ребята, кто к нам пришел (Кошка.) Она что-то хочет мне сказать. (Воспитатель подносит к уху кошку.)
-Кошка говорит, что ее зовут Мурка,а ещё она говорит, что на ферме, где живут домашние животные, произошёл переполох : животные потеряли своих детенышей. Она тоже пошла искать своего котёнка и заблудилась. Ребята, давайте отправимся на ферму, поможем Мурке и другим животным отыскать своих детенышей. (Подходим к экрану.)
Презентация «Назови детеныша». ( На экране поочередно появляются картинки домашних животных: корова, свинья, собака, кошка).
-Корова потеряла своего детёныша около амбара (Амбар-это строение для хранения зерна и других видов продуктов).
-Как называется детеныш коровы? (Дети называют детёнышей, картинки совмещаются).
Дети: телёнок.
-Свинья потеряла своего детёныша, как называется детёныш свиньи (Поросёнок), а нашёлся поросёнок возле грядки с щавелем (Щавель- съедобное растение, кислое на вкус).
- У собаки- щенок.
-У кошки- котенок.
-Вот мы и помогли найти животным своих детёнышей! И нашей кошке Мурке отыскать своего котёнка. Ребята, давайте присядем на свои места.
(Воспитатель садит кошку на стол и обращается к ней) :
- Посиди с нами Мурка и послушай одну очень интересную историю.
II. Основной этап:
(Знакомство с автором и рассказом).
-Ребята, сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой, обратите внимание на портрет писателя (показ слайда). Лев Николаевич Толстой написал много рассказов о детях, о животных, о дружбе детей с животными. Например, такие рассказы как: "Лев и собачка", "Косточка" (показ иллюстрации в книге к рассказам).
-Ребята, я предлагаю вам расположится поудобнее и послушать рассказ, который называется "Котёнок"(показ одной из иллюстраций к рассказу). Это не просто рассказ, это быль. Как вы думаете, что это означает рассказ-быль? (ответы детей). Быль- это то, что было на самом деле, а писатель нам об этом рассказал.
(Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» с последующим обсуждением).
-Я предлагаю вам побеседовать, если вы знаете ответ, поднимите руку. (Беседа воспитателя с детьми по рассказу сопровождается показом иллюстраций).
-Вы запомнили, кто написал этот рассказ? (Л. Н. Толстой)
-Перечислите героев рассказа? (Этот рассказ о Васе, Кате и о котёнке.)
-Что случилось с кошкой Васи и Кати? (Кошка пропала.)
-А что произошло с котятами дальше? (Мать раздала котят, а одного оставила детям.)
-Какая опасность угрожала котенку (Нападение собак.)
-Как вёл себя котёнок, которому угрожала опасность (Вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.)
-Котёнок не понимал, что ему грозит серьёзная опасность. А вот дети хорошо это поняли, только повели себя по-разному.
-Чей поступок вам понравился больше? (Ответы детей).Но и Катю осуждать не нужно, это действительно очень смелый поступок, неизвестно, что произошло бы с Васей, если бы охотник не отогнал собак.
-Мальчик спас котёнка, он смелый. А ещё какой? (Храбрый, добрый и т. д.)
-Как бы вы поступили в такой ситуации? (Ответы детей.)
-Чему нас учит этот рассказ? (Ответы детей.)
(Воспитатель высказывает и своё мнение.)
-Не нужно брать своих питомцев туда, где им может угрожать опасность.
Словарная работа:
-При чтении рассказа нам встретились незнакомые слова, амбар и щавель, а помните ли вы значение этих слов? (Ответы детей сопровождаются показом изображений).А сейчас послушайте меня внимательно, я буду называть вам предложение из рассказа, а вы поможете его закончить: "Вася влез по лестнице под крышу. (амбара)". "Вася и Катя нашли возле дороги. (щавель)".
Ш. Рефлексивный этап:
Д/И "Собери логическую цепочку".
-Ребята, предлагаю вам пройти к столу, мы с вами сейчас поиграем в дидактическую игру, которая называется "Собери логическую цепочку".
-Правила этой игры такие: нужно разложить карточки с иллюстрациями в правильной последовательности действий, которые описаны в рассказе Льва Николаевича Толстого, что произошло в начале, а что потом. (Дети раскладывают иллюстрации, беседуют). А сейчас давайте повернемся к экрану и посмотрим правильно ли мы расположили иллюстрации.
IV. Итог:
-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравилось? (Ответы детей.)
-Чему учит нас рассказ "Котёнок" Льва Николаевича Толстого? (Надо беречь животных, не оставлять их одних, быть заботливыми.)
-Я напомню вам, какими словами заканчивается это произведение : "Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс котёнка домой и уже больше никогда не брал его с собой в поле".
-Что же вы должны помнить, если у вас дома живет маленький котенок или щенок (Не брать с собой своих питомцев туда, где им может угрожать опасность.)
-Вы мне очень понравились, внимательно слушали, отвечали на вопросы, активно играли. Спасибо вам большое, до новых встреч.