Татьяна Котова
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Культура и быт русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура и быт русского народа
Цель:
• Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, знакомить с традициями и творчеством русского народа
• Развить коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
• Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям.
Задачи:
Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи „Культура и быт русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с русским народным костюмом, с предметами старинного русского быта
Обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия предметов старинной посуды
Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним наше правило.
Дети: Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: Ну что ж, а теперь в путь.
Ребенок:
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Чутким сердцем и мудрой рукою
Нам великая дружба дана.
И живут неразрывной семьею
Все народы и все племена.
Все они словно братья желанны,
Всем просторно расти и цвести.
Поезжай за моря-океаны,
Но дружнее страны не найти.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в красивой и богатой стране. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Россия – большая страна. Давайте посмотрим на карту. (Показ слайда)
Россия – большая, красивая и богатая страна. Но кроме России есть и другие страны, в них живут люди разных национальностей, но все мы живем на планете Земля. Земля – наш общий дом.
Воспитатель: Ребята, люди каких национальностей заселяют нашу планету? (русские, украинцы, грузины, белорусы т. д.) У всех этих народов есть дети, которые, как и вы, ходят в детские сады, умеют дружить и играть в свои национальные игры. И сегодня они приехали к нам в гости, в наш детский сад, чтобы узнать побольше о нашей стране, традициях нашего народа и научиться играть в наши игры. Они хотят с вами подружиться. А вот и они! Проходите, гости дорогие!
(В группу входят дети, наряженные в разные национальные костюмы. Здороваются с детьми. Присаживаются на стулья.)
Воспитатель: Давайте расскажем нашим гостям в какой стране мы живем? Как она называется? (Россия).
Воспитатель: наша большая страна называется Россией, но в старину, давным-давно, ее называли Русь. Русский народ издревле славился своим гостеприимством. И гостей они встречали по особому обычаю – преподносили гостю хлеб-соль. (Воспитатель показывает каравай на рушнике). Делала это хозяйка дома.
(Дети-гости принимают каравай. Пробуют его по русскому обычаю.)
Воспитатель: Посмотрите на наших гостей, как красиво и необычно все они одеты. У каждого гостя свой национальный костюм. А теперь отгадайте и найдите русский народный костюм.
(Дети выбирают девочку в русском народном костюме.)
Воспитатель: вот она – русская красавица! Из чего состоит ее костюм?
Дети: Из сарафана и кофты.
Воспитатель: (Показ слайда «Женский русский народный костюм»). Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?
Дети: Ленточками, бисером, кружевами.
Воспитатель: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?
Дети: Кокошник.
Воспитатель: Он тоже украшен. Чем? (Бусинами, ленточками). Еще кокошники украшали тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц-рукодельниц.
Воспитатель: А чем еще занимались люди на Руси?
Ребенок: Ремесел очень много
На земле русской есть.
И всех ремесел нам
Сейчас не перечесть!
Воспитатель: В старину люди гордились своим мастерством. Русские умельцы изготавливали все своими руками. Вот перед вами изделия русских мастеров. Что это?
Дети: Посуда. (Перед детьми выставлена деревянная посуда).
Воспитатель: Из чего ее делали? Чем она отличается от современной? Как украшена?
(Дети рассматривают посуду, повторяют ее название).
Игра «Собери картинку» (Дети в подгруппах собирают изображения предметов посуды).
Воспитатель: У нас с вами сейчас много разных игрушек. Но в старину таких игрушек не было. Для своих детей русские умельцы изготавливали игрушки сами. Посмотрите какими интересными они получались. (Показ слайдов русских народных игрушек).
Ребенок: Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
(Дети и гости проходят на импровизированную ярмарку).
Воспитатель: Ребята, мы пришли на ярмарку. Ярмарка – это праздник, там, где люди веселятся. На ярмарке продают разные товары, игрушки, поют, играют на музыкальных инструментах. Люди должны были не только работать, но и отдыхать. Поэтому русские умельцы вечерами вышивали, делали игрушки и расписывали их, а по осени устраивали веселые ярмарки.