Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля» (7 фото)

Ирина Грезина
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой на основе опытов, её составом и ценностью.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

Формировать навык опытнической деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область «Физическая культура»

Давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, трудовая деятельность.

Образовательная область «Труд» :

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Кормилица земля“» размещена в разделах

Привлекать детей к посеву семян цветов.

Оборудование и материалы:

Образцы почвы (чернозём, глина, песок, стаканчики с водой, одноразовые ложки, мини-парник,стаканчики с землёй, леечки, тряпочки, фартучки.

Глобус, плакат, ИКТ.

Ход занятия:

Игра на общение «Улыбка».

Воспитатель: Давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, чтобы создать хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорим на этой неделе?

Дети: О космосе.

Воспитатель: А на какой планете мы живём? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о земле (почве).

Внесение и рассматривание глобуса.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорим на этой неделе?

Дети: О космосе.

Воспитатель: А на какой планете мы живём? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о земле (почве).

Внесение и рассматривание глобуса.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»

Как образовалась почва?

Показ презентации «Почва – кормилица».

Земля - это планета. (Слайд -1)

Опыт 1:

- Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Земля – это почва. (Слайд 2)

- Как же образовалась почва? (Слайд -3).

На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы.

(Слайд- 4)

Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

Это куча земли с глиной (Слайд -5).

Это песок (Слайд -6,7).

- Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя (Слайд-9)

В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

-Вы, наверное, видели почву в огороде, в поле, на берегу реки, она везде разного цвета. В ней видны мышиные норки, ходы крота, различных червячков. (Слайды – 10,11,12,13,14.)

(Слайд-15.)

- Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

(Слайд-16)

На ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет слоя почвы. Там только горные породы.

Слайд-17

Вопросы.

- Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?

Ответы детей.

Мы сегодня будем проводить опыты. Проходите, пожалуйста, в нашу лабораторию.

Фото «Кормилица земля»

Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию - фото

Воспитатель: - Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.

- В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

- И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.

Фото №1 Цели познакомить детей с одним из компонентов неживой природы почвой на основе опытов её составом и ценностью

Опыт 1:

- Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Весною буйно всё растёт,

Деревья расцвели!

Когда придёшь на огород –

Возьми комок земли.

Смотри – он тёплый, он живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нём корешки цветов живут,

Он червякам даёт приют,

В нём влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной.

Игра «Разбери семена»

Цель: учить различать семена гороха, подсолнечника и фасоли.

Опыт 2:

На прогулке провести опыт. В прозрачный стакан положить земляного червяка. Засыпать сверху землёй. Понаблюдать некоторое время. Потом залить сверху водой. На поверхность сначала выйдут пузырьки воздуха, а потом выползет червяк. Вывод: в большом количестве воды червяки жить не могут – не хватает воздуха.

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу кингисеппскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит наша земля : картофель, морковь, свёклу тыкву…и т. п.

Практическая часть:

В : Сейчас проходим за столы и рассмотрим семена цветка календулы. На что они похожи? (Когти) Да, народ так их и называет ноготки.

О том, как появилась календула есть легенда. Нам её расскажет Василиса.

Когда то один охотник ушел в лес и заблудился, он поранился о ветку, рана не заживала и начинала гноиться. Уставший бедняга стал на колени и молил Бога, чтоб тот помог ему. Открыв глаза, он увидел растение, о котором раньше никогда не мог и думать. Сорвав цветки, он приложил их к ране, при этом потеряв сознание. Привел в чувства его легкий дождь, он уже не чувствовал сильную боль в ране и пришел к выводу, что растение смогло ему помочь. После этого случая он взял из собой неизвестный ранее цветок и его семена посадил возле дома.

Возьмите стаканчики с землёй и сделайте палочками луночки и посадите семечко и присыпьте землёй. А палочки воткните в свой стаканчик, чтобы знать его.

Фото №2 Задачи Образовательная область Познание Формировать навык опытнической деятельности

Наши наблюдения мы продолжим заполнять в картах наблюдений.

Фото №3 Образовательная область Коммуникация Учить детей размышлять формулировать и обобщать результаты опытов взаимодействовать друг с другом

В : Что нужно, для того чтобы семечко проросло? (Тепло, свет, вода) Ребята, спасибо вам за работу.

Фото №4 Образовательная область Физическая культура Давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности беседа опыты трудовая деятельность

Ребята, теперь каждый день нам нужно будет наблюдать за тем, как прорастает цветок и заносить данные в карту наблюдений, а когда подойдёт время мы с вами высадим их на клумбу, а осенью соберём семена.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года»Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года» Дерево было изготовлено зимой. -2 мл группа Цель: Знакомство детей с явлениями природы. Задачи: учить детей рассматривать и рассказывать.

Проект «Господин Лук» Тип проекта : исследовательский. Актуальность пректа: Расширение представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условияхх,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 01:02
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Грезина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД