Ирина Ивановна Гиматова
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Бюджет семьи. Игра с лэпбуком»
▼ Скачать +Заказ
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
ДОУ: МБДОУ «Детский сад №98»
Возрастная группа : старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие"
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Бюджет семьи, Игра с лэпбуком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Тема: «Бюджет семьи»
Форма: Игра с лэпбуком.
Образовательная область: познание, социально-коммуникативное, познавательно и речевое развитие.
Формы организации: групповая.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Планируемый результат:
Дети имеют представления о понятии «доход», «расход», бюджет.
Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия.
У детей в процессе совместной деятельности доброжелательные отношения с другими детьми.
Умеют анализировать, сравнивать, обобщать в процессе деятельности.
Дети умеют работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
Задачи образовательной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи, их труду, воспитывать бережливость.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивающие задачи :
Продолжать развивать интерес к экономической сфере деятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация).
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с
воспитателем.
Способствовать развитию памяти, внимания.
Развивать экономическую грамотность.
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить с понятиями «бюджет», «доход», «расход».
Совершенствовать умение анализировать в процессе игровой деятельности.
Обогащать словарь детей словами: «зарплата», «пенсия», «стипендия». Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями
Развивать умение составлять сложные предложения.
Формировать умение сотрудничества в игре.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) : Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип систематичности и последовательности.
Принципы развития речи : принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип семантизации и лексики.
Средства обучения:
Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал для оформления лэпбука (карточки с изображением знаков плюс и минус, карточки с изображениями членов семьи, карточки с изображениями продуктов питания, одежды, дом, схематичное изображение тепла, электроэнергии, фотография детского сада.
Мультимедийные: презентация на тему «Бюджет семьи».
Методы обучения: игра, беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием.
Методы воспитания: игра, беседа, объяснение, метод стимулирования.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика – синтез, 2015г.
3. «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» Стахович Л. В.
4. «Беседы об экономике» Шорыгина Т. А.
Предварительная работа:
настольные игры экономического содержания «Менеджер», «Монополия»,
дидактические игры «Профессии»;
чтение русских народных сказок ««Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Мена», «Выгодное дело»;
рассматривание альбома «Монеты».
Этапы (последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия,
Деятельность детей,
выполнение
которых приведет к
достижению
запланированных
результатов Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность.
Задача: привлечь внимание детей и мотивировать их на совместную деятельность. -Ребята, обратите внимание, что это такое? (Это кошелек)
А еще, ребята, кошелёк, можно назвать коше ль или бума жник, портмоне (раньше это был мешочек, чаще всего из кожи или ткани, предназначенный для ношения денег.
Интересно, чей это кошелек? Как вы думаете? Воспитатель создает игровую ситуацию: дети обнаруживают кошелек в магазине.
Ведет диалог с детьми, дожидается ответа детей. Дети проявляют интерес, выражают собственные мысли, повторяют за воспитателем. Организация и настрой детей на познавательную деятельность.
Ребята, здесь прикреплена записка, предлагаю прочитать, что написано в ней.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам семья Монеткиных, кошелек нашей семьи совершенно пустой, мы не умеем экономно тратить деньги своей семьи. Ребята, мы хотим научиться правильно тратить бюджет семьи! Помогите нам, пожалуйста!»
Ребята, поможем семье Монеткиных?
Ребята, предлагаю вам сделать подарок кошелек-подсказку для семьи Монеткиных. Воспитатель создает игровую ситуацию: читает записку. Воспитатель предлагает детям сделать кошелек-подсказку для семьи Монеткиных.
Дети проявляют интерес к игровой ситуации. Эмоционально откликаются на призыв о помощи.
2. Основная часть
Задача: дать представление о понятии «доход», «расход», ввести в речь новые слова «стипендия», «пенсия», «зарплата». Посмотрите, ребята, на этих карточках изображены люди, они живут вместе, это семья. Назовём членов семьи : мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка.
- Как вы думайте, чем каждый из них занимается? (папа – работает в полиции, мама – врач).
- Да, ребята, они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.
Бабушка и дедушка не работают. Как вы думаете, они получают деньги? Они получают пенсию за многолетний труд. Старшая сестра учится в институте, за хорошую учебу, она получает стипендию, а младший брат ходит в детский сад. Как вы думаете, он может получить деньги? Правильно, он не может пока работать, и заработать деньги. Но ему могут подарить старшие члены семьи деньги на день рождения.
В «кошелек-подсказку» карточки с изображением семьи вложим в карман под названием «семья».
Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
- Бабушка и дедушка не работают, но получают деньги, как они называются?
- Вот как складывается семейный бюджет.
В «кошелек-подсказку» мы сейчас эти карточки вложим в карман с названием «доход».
В каждой семье есть и расходы.
Ребята, как вы думаете, что такое расход?
А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?
Есть расходы обязательные. Как вы понимаете, что это за расходы?
(пала за свет, газ, воду, телефон, квартиру, детский сад)
А также есть расходы необязательные. Как вы думаете, какие это расходы?
(это покупки, без которых можно прожить или купить их в следующий раз, например, сладости, игрушки)
Ребята, я вам предлагаю сейчас поиграть игру. Посмотрите, перед вами на столе находятся карточки с изображением расходов. Пожалуйста, распределите карточки с обязательными расходами и необязательными. Воспитатель демонстрирует карточки с изображениями членов семьи, задает вопросы, дает детям высказать свои предположения.
Воспитатель организует детей на игру «Распредели расходы».
Дети заинтересованно слушают, отвечают на вопросы.
Дети складывают монетки в общую копилку.
Проявляют умение поддерживать беседу, развивают диалогическую и монологическую формы речи.
2.1 Дидактическая игра «Доход-расход»
Задача: развивать
мыслительные
операции (анализ, закреплять полученные знания в игре. -Ребята, мы сегодня с вами узнали, что такое доход и познакомились что такое расход. Предлагаю поиграть. Перед вами лежат карточки, на одной из них изображен плюс, это означает доход, а на другой - минус, это означает расход.
- Я вам задаю вопросы, а вы поднимайте карточку вверх.
Папа получил зарплату +.
Мама заплатила за квартиру-
Бабушка заболела, купили лекарство -
Выиграли в лотерею+.
Купили продукты-
Продали часть урожая с огорода+
Заплатили за воду-
- Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
Карточки с изображением товаров мы положим в кармашек с названием «расходы». Предлагает детям сыграть в игру. Воспитатель организует детей на игру для закрепления понятий «доход-расход». Если ребенок затрудняется с выбором карточки, помогает ему.
Внимательно слушают воспитателя, поднимают карточки с ответом на вопрос Дети проявляют интерес к игровой ситуации.
Дети демонстрируют умение анализировать, отвечать на поставленные вопросы.
3. Физминутка
Задача: снять мышечное напряжение. Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте вместе со мной
- Кто похож на папу, поднимите правую руку.
- Кто похож на маму, поднимите левую руку.
- Кто похож сам на себя, поднимите обе руки вверх.
-У кого есть сестренки, топните правой ногой.
-У кого есть братишки, топните левой ногой.
-У кого есть и сестренки и братишки, подпрыгните! Воспитатель организует детей на физминутку. Внимательно слушают воспитателя, с удовольствием выполняют движения У детей снято мышечное напряжение.
4. Чтение пословиц
Задача: развивать умение слушать и понимать смысл произведений устного народного творчества (пословиц). Ребята, мы отлично поиграли, а сейчас послушайте, пожалуйста, как говорит народная мудрость русского народа о бережливости и экономии.
Копейка рубль бережет.
Доход не живет без хлопот.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните смысл?
Эти пословицы мы положим в кармашек «пословицы». Воспитатель привлекает детей для ознакомления с пословицами о бережливости и экономии.
Воспитатель задаете вопросы о смысле пословиц.
Внимательно слушают пословицы, отвечают на вопросы, выражают свое мнение.
Дети проявляют интерес и устному народному творчеству, умеют внимательно и заинтересованно слушать пословицы.
4. Рефлексия
Задача: совершенствовать умение оценивать результат деятельности -Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Посоветуйте семье Монеткиных как правильно распределять семейный бюджет?
Какие расходы обязательные, а какие – не обязательные?
Ребята, подумайте, что еще мы сможем положить в «кошелек-подсказку». Воспитатель задает вопросы по теме деятельности. Дожидается ответа от детей.
Дети отвечают на вопросы, выражают свое мнение, участвуют в диалоге. Дети проявляют умение рассуждать, отвечают на вопросы полными предложениями.
5. Открытость Сюжетно-дидактическая игра «Семья»
Задача:
ориентировать детей на самостоятельную деятельность.
Развивать умение сделать выбор в соответствии с темой. - В какую игру мы сможем еще поиграть?
-Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, вы сейчас определитесь, кто будет семьей : мама, папа, дети, а кто продавцом в супермаркете, а кто кассиром в сбербанке.
-Представьте, что папа и мама получили зарплату, и сейчас вам необходимо распределить свой бюджет. Ребята, не забывайте, члены семьи договариваются, что, в первую очередь, нужно приобрести, решают, за что необходимо заплатить. Воспитатель организует детей на самостоятельную игровую деятельность, создает условия для игры. Воспитатель внимательно слушает ответы детей. Дети мотивированы на игру, самостоятельно выбирают роли, в процессе игры договариваются о покупках. Дети ориентируются на самостоятельную деятельность. Проявляют умение поддерживать беседу, развивать диалогическую и монологическую формы речи.