Лучший педагог года

«Игрушки наших предков». Конспект занятия в старшей группе по национально-региональному развитию

Знакова Татьяна
«Игрушки наших предков». Конспект занятия в старшей группе по национально-региональному развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Игрушки наших предков»

Цель: Познакомить детей с игрушками наших предков –удмуртов.

Задачи:

Обучающие: -Формировать представление об удмуртских народных игрушках, играх с ними, приобщать к традициям удмуртского народа;

-Создать условия для закрепления детьми знаний о народных игрушках.

-Формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки;

- Расширять словарный запас детей, познакомить с удмуртскими названиями игрушек;

Развивающие: - развивать зрительное восприятие окружающего мира, воображение, мышление и речь;

Темочки:

-Развивать умение ориентироваться в разнообразии предметного мира

(народные игрушки);

-Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

-Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия: - Здравствуйте ребятки! Меня зовут Татьяна Анатольевна. У меня сегодня хорошее настроение, а у вас?

Д. -(ответы)

Вос. - Давайте друг другу улыбнемся, подуем на ладошку и поделимся со всеми хорошим настроением и улыбкой.

Ребята, я сегодня с собой взяла очень интересный чемодан. Посмотрите и скажите какие узоры на крышке чемодана? Я вам подскажу: Как называется наша большая Родина? А маленькая родина? Вот, это удмуртский орнамент – узоры нашей маленькой родины – Удмуртии. Значит, я думаю, что в чемодане какие-то удмуртские вещи, а вы как думаете? А хотите узнать, кто или что в чемодане живет?

В-(открывает, выглядывает Л. П)

Л. П. - Зечбуресь! Здравствуйте ребята! Зовут меня Лопшо Педунь. Я герой удмуртских сказок. Я родился 300 лет назад. И хорошо знаю про жизнь наших предков. Я очень трудолюбивый и сообразительный. Люблю шутить и веселиться, играть на гармошке -за это и прозвали меня в деревне Лопшо, т. е. весельчак

Вос. - А почему Педунь?

Л. П- Мама меня так ласково называла. Педунь-значит Федор

(к детям) А можно с вами познакомиться?

Дети- (называют свое имя)

Л. П. -Ребята, как много у вас тут игрушек. А вы хотите узнать, какими игрушками играли ребятишки в старые, давние времена? Ваши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки хотели играть, но у них не было таких игрушек, как у вас и в магазине они не продавались.

-Скажите, а из чего сделаны ваши игрушки?

-А почему раньше не было таких игрушек?

Потому что люди не сразу придумали пластмассу, резину и краски. Дети играли другими игрушками. Родители мастерили их сами из подручных средств.

Л. П. -Кто из вас знает, что такое подручные средства?

-Как вы думаете, из чего можно было сделать игрушки?

Д. -(ответы)

Дерево - (показ) откуда брали дерево? Правильно, деревья растут в лесу.

Глина – (показ) откуда брали глину? Глина под ногами в почве, в некоторых местах бывает глинистая почва.

Солома - (показ) где брали солому? Солома - это стебли хлебных растений.  

Береста - (показ) где брали бересту? Это кора березы

Шерсть – (показ) где брали шерсть? Правильно, овечка нам дает шерсть.

Пакля – (показ) где брали паклю? Пакля получалась из льна. Лен выращивали и превращали ее сначала в паклю, затем в нитку (показ, а из ниток ткали и получали вот такое полотно - ткань (показ)

Вос-  Все, что мы перечислили: дерево, глина, солома, береста, шерсть, пакля и льняная ткань - материал привычный для людей, он всегда был под рукой.  И потому называют этот материал подручным.

Л. П- -Конь ретивый с длинной гривой скачет, скачет по полям. Посмотрите это лошадка

Вос - на удмуртском языке будет вал. Давайте вместе скажем: Лошадка - вал

Раньше такие лошадки дарили мальчикам.

Л. П -Как вы думаете, из чего сделали эту лошадку?

Д. -(ответы) (восп. -ль показывает паклю)

Вос. -Ребята, а давайте поиграем, как раньше наши прабабушки и прадедушки играли «Лошадиный хвост» (Вал быж) (игра)

---

Л. П. - А загадки отгадывать умеете?

-Ну тогда слушайте

-Его пинают, а он не плачет.

Его бросают-назад скачет

Л. П- (показывает мяч) правильно мяч

Восп. - на удмуртском будет туп. Давайте вместе скажем: Мяч - туп

Вос. - Интересно, а из какого материала сделали этот мяч?

Д. -(ответы)

Л. П-Верно из шерсти

Л. П- А давайте поиграем с мячом в игру наших прабабушек и прадедушек (дети встают в круг, делают воротики, 2 детей за кругом, мяч в центре круга. Звучит музыка, 2 детей за кругом танцуют, двигаются, музыка останавливается, они должны пройти под ворота, кто первый заберет мяч. Проигравший встает в круг игру продолжает другой.

Л. П. -Молодцы! Здорово поиграли

Вос. - Лопшо Педунь, а у самых маленьких детей были игрушки?

Л. П. -Конечно были. Им тоже мастерили игрушки-погремушки (достает из чемодана) Вот! На удмуртском языке шальтыртон (показывает погремушку из бересты.)

Вос. Давайте вместе скажем: Погремушка – шальтыртон. Интересно из чего же она сделана? Правильно, из бересты, а внутри погремушки горох.

Д -(ответы)

Л. П. (берет куклу пеленашку качает и поет)

«Свёрнута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута льняной,

Маленькая кукла – Пеленашка

Охраняет малыша покой.

Вос. - Посмотрите, ребята, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Такую куколку называют Пеленашкой.

Вос. -Раньше новорождённых (самых- маленьких) детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. И ребята, такие как вы, учились мастерить таких куколок из старых тряпочек, платочков, а лицо куколке не рисовали, считали, что если куколку с лицом делать, то ребенка могут сглазить поэтому куколки были без лица. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от бед.

Л. П. -А вместо люльки дети брали у родителей лапти (кут). Раньше обуви не было как у нас сейчас, плели такие лапти - обувь из лыка. И детишки превращали лапти в люльку и усыпляли туда свою куколку. Баюшки бай, баюшки бай, баюшки, бай (качает)

Игра «Будь внимателен»

Восп-ль раскладывает игрушки на столе и просит назвать как называется игрушка и из чего она сделана.

Вос-ль - Игрушки любят прятаться и приглашают вас поиграть с ними. Посмотрите внимательно и запомните, какие игрушки находятся на столе вспомните из чего они сделаны. Я закрою их, вы должны засунуть руку, пощупать, угадать игрушку, достать, рассказать из чего она сделана и как она называется на удмуртском языке.

Восп ль: Лопшо Педунь, тебе понравилось как дети занимались, играли?

Лопшо Педунь: ООООчень! Особенно понравилось…

Восп –ль: И мне тоже, молодец Родион, он….

Молодец Даша …

А вам, ребятки что понравилось на занятии?

III Заключительная часть: (Релакс. Включается спокойная музыка)

А сейчас подойдите поближе ко мне, я вам расскажу историю о старых игрушках. И ты Лопшо педунь, послушай.

В одном старинном доме, где жила моя бабушка был чердак. И я решила посмотреть, что там есть. Чердак был с огромной паутиной, с кучей пыли на полу и стенах. С разбросанными где попало старыми вещами, среди которых стоял ящик с игрушками. Эти игрушки лежали годами в тишине. И вдруг я слышу, что тряпичная кукла грустным голосом заговорила: я была единственной игрушкой у одной маленькой девочки, меня убаюкивали, укладывали спать рядом с собой, кормили кашей, шили наряды из обрезков ткани.

-А я, а я - громко подала голос лошадка, сделанная из пакли. Я тоже была когда-то любима, и со мной тоже играли: расчесывали мне хвост и гриву и со мной тоже спали, чесали мне спинку.

-А сейчас мы никому не нужны… Мне стало очень жаль этих игрушек, я взяла этот старинный ящик с игрушками и занесла домой. С этими игрушками сейчас играют мои дети. А вы хотели бы поиграть с такими игрушками? Давайте откроем ящик и посмотрим.

(Раздает игрушки детям: мальчика лошадки, девочкам –пеленашки)

Берегите эти игрушки, они сделаны руками и передают тепло рук вам.

Вы мне очень понравились, и я хочу вам подарить подарок – волшебную гармошку со сладким сюрпризом внутри, чтобы вы меня не забывали (дарит, прощается)

Л. П. -Ох, как весело с вами было, но мне пора к другим ребяткам, чтоб их тоже познакомить с игрушками наших бабушек и дедушек. До свидания, зеч луэ! (заходит в чемодан)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет)Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет) «Экскурсия в Борский краеведческий музей «Знакомство с экспозицией: Старинный уклад жизни наших предков». Фотоотчет. Цель: Посетить музей,.

«Игрушки из глины, дерева, ткани». Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в старшей группе«Игрушки из глины, дерева, ткани». Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в старшей группе «Замечательные игрушки». Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в старшей группе. Цель: формирование представлений об игрушках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игрушки наших предков». Конспект занятия в старшей группе по национально-региональному развитию
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 18:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игрушки наших предков». Конспект занятия в старшей группе по национально-региональному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Знакова Татьяна (УИ 2822237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД