Елена Шарабанова
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Белая берёза»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Белая береза»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о деревьях.
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.
Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию „Белая берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).
Учить рисовать ветки берёзы.
Развивающие задачи :
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками.
Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, презентация «Строение дерева», рисунок берёзы, принадлежности для творчества.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников, отгадывание загадок по данной теме.
Формы и виды организации детской деятельности:
форма организации деятельности – фронтальная.
Планируемые образовательные результаты: дети активные; самостоятельно выполняют задание, при возникновении трудностей обращаются к воспитателю за помощью; способны эмоционально сопереживать персонажам, попросившим о помощи; овладеют навыками самообслуживания; способны осуществлять взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа: Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид. игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист?»; П. игра: «Раз, два, три — к названному дереву беги». Просмотр презентации «Деревья вокруг нас».
Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Виды деятельности: беседа, просмотр видеопрезентации, проблемные ситуации, игровые ситуации, изобразительная деятельность.
Ход занятия
В. : Ребята, в нашем детском саду весело и светло. А весело и светло от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко от которого становится тепло и хорошо. Давайте подарим друг другу свои улыбки, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.
Молодцы!
Раздаётся звонок мобильного телефона.
Н: — Алло! Это детский сад?
В:- Да. А кто звонит?
Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.
В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.
Н: — Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
В: — Что же это такое? Как вы думаете? Что такое «рубашки»? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.
Н: — Спасибо!
В: Ребята, а какие мы знаем деревья?
Посмотрите как много у меня деревьев. (выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?
2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.
2варианта:
1 берёза – потому что у неё белый ствол;
2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.
Оба варианта правильны.
В. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.
3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.
Презентация «Строение дерева»
-Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева (потому что они под землёй).
У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.
-Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.
-Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.
-Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Вокруг себя повернись и в «деревце» превратись.
Физкультминутка: «Деревья».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед-
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна,
Наступила тишина.
Ребята, угадайте, какое дерево мы будем рисовать.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в серёжках – весной.
Сарафан зелёный – летом.
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит.
Золотистый плащ — шуршит. (берёзка)
Выставляется картинка «Берёзка».
У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет.
Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх, а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки : сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы : вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько тычков на бумаге.
По ходу деятельности воспитатель помогает, подбадривает, хвалит, напоминает об аккуратном использовании гуаши
В. Ребята, сколько у нас получилось деревьев, настоящий лес, а как называется лес, в котором растут одни березы? Правильно - Березовая роща. Предлагаю наши работы сфотографировать и послать Незнайке, он будет очень рад! Наши работы будут ответом на его загадку.
Ребята, скажите чем мы занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно.