Кимехон Кулдашева
Конспект занятия в старшей группе «Перелётные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»
Тема: Перелетные и зимующие птицы.
Цель: Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
1. Образовательные
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Перелётные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.
-Учить выделять характерные особенности птиц.
-Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц
2. Коррекционно-развивающие
Способствовать активизации, стимуляции восприятия, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
2. Воспитательные
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», игрушка птицы.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке. Дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц, чтение стихов, рассказов о птицах) Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.
Организационный момент.
(Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)
Педагог:
Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.
Ребята: первый день недели?
Дети: Понедельник.
Первый месяц осени?
Сентябрь
1. Беседа:
Птицы тянутся на юг
И желтеет все вокруг,
Паутинки во дворе
Пролетают…. (в Сентябре).
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает? (Осенью).
Педагог:
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети:
Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, прячутся насекомые, хмурое небо.
Педагог:
А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
Дети:
Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.
Учитель:
Назовите перелетных птиц?
Дети:
Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
На доске таблица «Птицы»
Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Учитель дополняет, помогает.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.
Ласточка - небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая.
Игра «Отгадай и присядь»
(Дети выходят и становятся в круг)
-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Демонстрация игрушки птицы.
Педагог демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы.
Учитель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите.
Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.
Педагог: Чем покрыто тело птицы?
Дети: Тело птицы покрыто перьями.
Учитель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Физкультминутка «Осень».
Мы бежали по дорожке,
Промочили свои ножки,
Потом сели, посидели.
Смотрим: птицы полетели.
Ветер сильный вдруг подул,
Мы испугались: «Караул!» Дети бегут друг за другом, трясут ногами, приседают, машут руками, качают руками влево–вправо, дети убегают и садятся за столы.
Дидактическая игра: «Кто лишний».
На доске иллюстрации птиц.
Педагог: Ребята, назовите, кто лишний.
- Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.
- Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?
Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.
-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.
-Ворона, синица, воробей, соловей;
Дети: Соловей – перелетная птица.
Д/ игра: «Найди тень птицы»
Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы.
Учитель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Учитель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Д/ игра: «Составь целое из частей»
Составь из разрезных картинок птицу.
Педагог: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.
Дети: Перелетная.
Педагог: Ребята послушайте пожалуйста я, вам прочитаю народные приметы. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Если сентябрь сухой, то осень будет долгой. Если в сентябре муравьи бегают по верхушкам травы, то зима будет ранняя, если по низу-долгая. Молодцы дети. За то, что вы хорошо знаете про перелетных и зимующих птиц. Вы сегодня очень хорошо занимались, я подарю вам всем мыльные пузыри.
(Свободная игровая деятельность).