Надежда Шелестова
Конспект занятия в старшей группе «Не всяк грибок в кузовок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе : «Не всяк грибок в кузовок»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о грибах : боровик, опята, мухомор; понятия «съедобное», «несъедобное».
Развивать у детей познавательные навыки: узнавание, сравнение, группирование, составление сериационного ряда до 5, составление целого из 6 частей, отгадывание загадок.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Не всяк грибок в кузовок“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Развивать у детей познавательные процессы: восприятие (зрительное, тактильно-двигательное, обонятельное); мышление, речь, внимание, память.
Упражнять детей в счете.
Учить определять необходимые условия для роста грибов.
2. Продолжать учить детей описывать грибы, определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом).
Словарная работа: грибница.
3. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к съедобным грибам (срезать их аккуратно ножиком, не повреждая грибницу, так и к несъедобным грибам – мухоморам, так как они приносят пользу – ими лечатся больные дикие животные (лоси, медведи и другие).
Предшествующая работа:
1. «Как знакомить дошкольников с природой». П. Г. Саморуковой.
2. Чтение сказки «Под грибом», рассказа «Осенние грибы» Н. Павлова, «Грибы» И. Соколова-Микитова.
3. Рассматривание картины «В лес за грибами».
4. Игра на ориентирование в пространстве: «Где растут грибы?»
5. Загадывание загадок о грибах.
6. Разучивание стихотворений: «Мухомор» В. Нестеренко, «Грибы» Н. Дилакторская (кН. «Солнышко» Л. Т. Терентьев).
Материал к занятию :
- кукла Красная Шапочка,
- предметные картинки «Грибы»,
- макеты деревьев,
- разрезные предметные картинки,
- корзиночки и простые карандаши по числу детей,
- грибочки для сбора,
- пособие к дидактическим играм «Собери цветочек», «Подбери шляпки к ножкам», «Помоги Красной Шапочке»,
- игрушки для игры «Где стоит Красная Шапочка» - 2 лягушонка, 2 гномика.
Методические приемы:
1. Игровая мотивация (к детям пришла Красная Шапочка).
2. Загадывание загадки.
3. Д/И «Где стоит Красная Шапочка?» - на ориентирование в пространстве.
4. Д/И «Узнай по описанию». Один ребенок описывает гриб или загадывает о нем загадку, остальные - угадывают о каком грибочке говорится в ней и находят его на картинке.
5. Д/И «Собери цветочек». Дети к серединке цветочка (с изображением одного из грибов : боровика, мухомора, опят) подбирают лепестки, где изображены необходимые для роста гриба условия (солнце, дождь, земля, пенек, грибница, лес, остальные оставляют.
6. Игра «Кто больше соберет грибов». Дети берут корзиночки и идут в лес за грибами. Воспитатель затем вместе с детьми проверяет, правильно ли дети собирали: «Не всяк грибок в кузовок». Дети считают свои грибочки.
7. Д/И «Помоги Красной Шапочке». Дети карандашом проводят линии от съедобных грибов к Красной Шапочке (на карточках).
8. Д/И «Подбери шляпки к ножкам». Дети раскладывают шляпки от самой высокой ножки до самой низкой – составление сериационного ряда.
9. Д/И «Собери целое из частей». Составление целого из 6 частей (предметные картинки «Грибы»).
Ход занятия:
1. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, к нам сегодня пришла Красная Шапочка, она хочет с вами поиграть. А вы хотите?» Дети охотно соглашаются. Д/И «Где стоит Красная шапочка». Игра на ориентирование в пространстве. Воспитатель перемещает Красную Шапочку, дети определяют и называют ее местоположение: слева, справка, между лягушками, около гномика, рядом с гномиком.
2. Затем воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите отгадывать загадки?» «Да, мы любим!» «Красная Шапочка хочет вам загадать загадку» :
И на горке, и под горкой
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
«Да это грибы!» - говорит воспитатель. – «Красная Шапочка пришла к нам издалека, когда она шла по лесу, видела много грибочков.
3. Воспитатель обращается к детям: «Красная Шапочка очень любит ходить в лес за грибами, но еще мало о них знает. Ребята, давайте поможем Красной Шапочке побольше узнать о грибах. Мы ведь много о них знаем».
Д/И «Узнай по описанию». Воспитатель предлагает одному из детей описать грибы (опята, изображенные на картинке, остальные выслушивают, называют «опята» и находят предметные картинки с изображением опят среди других. Воспитатель предлагает детям рассказать о них кто, что знает. Дети рассказывают, что опята растут в лесу осенью, в траве и на пеньках семейками. Опята коричневого цвета, мохнатенькие. Чтобы не спутать их с ложными опятами, нужно проверить есть ли у них на ножке белая «юбочка».
Затем воспитатель предлагает другую картинку, выходит ребенок и загадывает загадку:
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
Дети отгадывают и находят картинки с изображением белого гриба.
Воспитатель предлагает последнюю картинку – мухомор. Ребенок загадывает загадку:
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках.
Воспитатель: «Да это мухомор! Кто хочет рассказать стихотворение про мухомор?» Ребенок читает стихотворение «Мухомор» :
Красный гриб на тонкой ножке
Побежал на косогор
И сказал: «Хочу в лукошко».
А ему в ответ Антошка:
«Нам не нужен мухомор!»
Воспитатель спрашивает: «Почему же Антошке не нужен мухомор?» Дети: «Потому что мухомор – несъедобный гриб. Его нельзя есть». Воспитатель: «Значит, он не приносит никакой пользы?» Дети говорят, что мухоморы тоже полезные – ими лечатся больные лесные звери: медведи, лоси, белки, лисы…Их надо беречь, нельзя топтать, пиннать. Все грибы надо беречь, а съедобные срезать ножиком, не рвать с корешком, чтобы и на следующий год выросли из них грибы.
4. Воспитатель предлагает подойти к столу, где лежат предметные картинки «Грибы», просит детей назвать их: подосиновик, подберезовик, лисички, волнушки. Если дети затрудняются, называет сама, спрашивает детей:Какие это грибы? Правильно – они съедобные!» Предлагает детям прочитать стих о грибах.
«Грибы»
По тропинке шла – белый гриб нашла.
Походила по опушке – отыскала три волнушки.
Пошла леском – моховик под листком.
Побежала я назад – сразу дюжина маслят!
Еле - еле я иду по лесной тропинке,
Еле – еле я несу полные корзинки.
Воспитатель от имени Красной Шапочки благодарит детей за то, что они много интересного и полезного рассказали ей о грибах и просит : «Давайте еще расскажем о том, что нужно грибам для роста».
5. Д/И «Собери цветочек». Дети выбирают лепесточки к серединке-грибочку (боровику, мухомору, опятам) : солнце, дождь, лес, грибница, земля, пенек. Объясняют значение каждого: солнце – дает свет и тепло, дождик – поливает, земля – на ней грибы растут, пенек – нужен для опят, лес – грибы растут в лесу, грибница – без нее грибы не вырастут, поэтому грибы срезают ножиком, оставляют корешок.
Воспитатель: «Хорошо, теперь Красная Шапочка знает, что нужно грибам для роста».
6. Затем воспитатель предлагает ребятам взять корзиночки и пойти в лес за грибами. Чтение стихотворения.
«Грибы»
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою
Вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками
Под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вырос под осиною.
Дети собирают, а воспитатель напоминает, что «Не всяк грибок в кузовок!»
Дети подсчитывают грибочки.
7. Воспитатель продолжает: «Пошла однажды Красная Шапочка с подружками в лес и увидела: на полянке растут грибы, все такие красивые, крепкие, да так много, что Красная Шапочка боится отстать от подружек, пока будет их собирать. Давайте мы ей поможем».
Д/И «Помоги Красной Шапочке». Дети проводят на карточке карандашом линию от съедобных грибов (боровик, опята) до Красной Шапочки.
8. Воспитатель рассказывает дальше: «Идет Красная Шапочка с подружками по лесу и видят: стоят под березками только одни ножки без шляпок. Давайте разложим шляпки к каждой ножке».
Д/И «Подбери шляпки к ножкам». Дети раскладывают, а затем рассказывают, как подбирали шляпки: самую большую – к самой высокой ножке и т. д. до самой низкой ножки.
9. Воспитатель: «Идут подружки дальше и видят, сидит белочка, грустная: собрала она много грибов и положила под кустиком, а сама ускакала еще собирать, вернулась и увидела, что ее грибочки кто-то потоптал, раскрошил на мелкие кусочки, как она теперь их засушит? Давайте сложим из кусочков для белочки целый гриб».
Д/И «Собери целое из частей». Дети собирают из 6 частей грибы : белый, мухомор, опята. Воспитатель спрашивает: «Какие грибы вы собрали?» Дети называют. Белочка благодарит детей.
10. Воспитатель: «Вернулась Красная Шапочка домой к бабушке с полной корзинкой грибов. Ребята, как вы думаете, что приготовит из них бабушка?» дети рассказывают, какие блюда готовят: грибы жарят, сушат, солят, варят из них суп, пекут пироги.