Татьяна Сидорова
Консультация для родителей «Деление слов на слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
«Деление слов на слоги».
В дошкольный период можно научить детей делить слова на слоги. Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников – способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка. Делить на слоги можно научиться, даже совсем не умея читать.
Темочки:
Чтобы ребенку на первом этапе было проще понять, начинаем мы с простого упражнения. Мы показываем ребенку куклу или картинку и говорим:
— Это Даша. Она ушла далеко и не слышит нас. Давай позовем ее громко.
И когда ребенок начинает «звать» Дашу, он невольно произносит по слогам : «Да – ша!»А дальше делаем «открытие» : ой, ты произнес слово по частям! А давай еще раз его так скажем, только будем на каждую часть хлопать в ладоши. И произносим уже с хлопками: «Да-ша».
— Посчитай, сколько получилось хлопков!
И делаем вывод, что слово можно произнести по частям. Каждая такая часть – это слог. Значит, мы научились произносить слово по слогам.
Сначала берем двухсложные слова, потом добавляем трехсложные и даже четырехсложные. На начальном этапе – только с открытыми слогами – ма-ли-на, во-ро-на, ки-но, со-ба-ка.
Потом можно показать слова с одним слогом, но закрытым – ком, кот, сыр. Если ребенок пытается отделить конечный согласный – попросите его «позвать» это слово. А дальше отрабатываем деление на слоги многочисленными тренировками. Тренировать лучше всего даже не во время специальных занятий, а просто походя. Вот идем мимо машины.
— Что это? Машина. Давай прохлопаем.
— А кто мимо пробежал? Собака. Давай позовем ее: со-ба-ка!
В таких упражнениях между делом навык формируется невзначай и без сопротивления.
Устные упражнения для закрепления умения делить слова на слоги :
1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них.
2. Хлопки ладошками. Предложите дошкольнику на каждый слог в слове хлопать в ладоши.
3. Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает дошкольник. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
4. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг - один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите ребенка, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.