Ольга Михалевская
Конспект занятия по окружающему миру и аппликации в старшей группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и по аппликации для дошкольников средней группы на тему «Вулканы».
Цель: познакомить детей с природным объектом - вулканом.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру и аппликации в старшей группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
обучающие: знакомить детей со строением вулкана, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека; рассказать легенду о городе Помпеи и о вулкане Везувий, формируя на данном примере представление о неразрывной связи человека с природой;
развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения проекта, развивать логическое мышление;
воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Словарная работа: кратер, вулкан, лава, магма, Везувий, Помпеи, Карл Брюллов, Италия.
Предварительная работа: просмотр фото и видеофильмов о вулканах, чтение энциклопедии.
Материал и оборудование: карта мира, разноцветные ленты, макет вулкана,
Содержание организованной образовательной деятельности:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, о чем она?
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвётся, задымится!
Дети: Вулкан
Воспитатель: Правильно! А что такое вулкан? Вы поможете мне вспомнить информацию о нем?
Дети: Да.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на доску. Что вы видите на картинке?
На доске репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, мы отправимся в путешествие на юг Италии. Там мы сможем познакомиться с историей Помпей - одного из древних городов Италии.
Воспитатель показывает этот город на карте мира, называет море, горы, леса, и продолжает свой рассказ:
Помпеи были расположены на юге Италии у подножия горы Везувий. Это был большой, богатый город. Храмы, каменные дома, украшенные цветной мозаикой и барельефом, богатые виллы. Множество лавок с различными товарами, аптеки, бани, библиотеки, театр, спортивные сооружения для состязаний гладиаторов. Мостовые для повозок и колесниц, тротуары для прохожих. Город процветал. На склонах этой горы зеленели виноградники и мирно шелестели листвой оливковые рощи. Ничто не напоминало людям о грозной силе, таившейся в глубине горы.
Демонстрация иллюстраций о древних городах Италии.
Накануне извержения был сильный подземный толчок, но люди не придали ему значения. 20 августа в окрестностях Помпеи перестали петь птицы, дикие животные ушли из лесов. В ночь на 24 августа из жерла Везувия поднялся гигантский столб пепла, ядовитое облако двинулось прямо на город, и тут же обрушился камнепад. Сначала это были легкие куски пемзы, затем тяжелая порода. Ядовитый газ вулкана убивал все живое, а вулканический пепел засыпал улицы толстым одеялом.
Воспитатель: Какие первые признаки извержения вулкана вы можете назвать? Как вы думаете, что могло предупредить людей об опасности?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает рассказ: Лишь спустя несколько сот лет после извержения Везувия город случайно нашли пастухи, которые копали колодец. Так начались раскопки Помпей. Посетил также раскопки древнего города и молодой русский художник Карл Брюллов. Зрелище ошеломило его. Художник стал изучать исторические источники. Поэтому почти все предметы, написанные художником, подлинные. (Описание картины) Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает горизонт, ослепительные вспышки молнии разрывают тьму. Вот юноша уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Сыновья несут на плечах старика. Подняв руку навстречу небесам, мужчина готов защищать свою семью, рядом мать с детьми. С какой нежностью они прижимаются друг к другу. Картина убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек.
А вот так описал извержение вулкана в одном из своих произведений великий русский писатель и поэт А. С. Пушкин:
Везувий зев открыл – дым хлынул, клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
У людей было время убежать, но спаслось около 20000 человек. Погибли те, кто думал пересидеть опасность.
Воспитатель: Что больше всего волнует вас в этой картине? Какие средства спасения вы бы предложили жителям Помпеи?
Ответы детей.
Воспитатель: И сейчас серные пары постоянно поднимаются над главным кратером, но раскопки древнего города ученые продолжают вести. Поскольку вулкан нельзя считать безопасным, недалеко от Везувия расположена лаборатория, которая следит за активностью этого прекрасного природного памятника.
Физкультминутка «Вулкан»
Спящий я похож на гору (вулкан закрывает глаза и прислоняется левым ухом к соединенным вместе ладошкам, изображая спящего,
Но уж коли я проснусь, задрожу (вулкан открывает глаза и потягивается, дрожит,
То, значит, скоро я фонтаном ввысь взметнусь (вулкан поднимает руки над головой).
Пых! По небу пепел кружит (вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой серыми лентами).
Пых! Огонь летит наружу (вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой алыми, желтыми и оранжевыми лентами).
Льется лава в океан (вулкан разводит руки в стороны и делает огненными лентами волнообразные движения,
Извергается вулкан (перед словом «вулкан» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим отгадать маску).
Воспитатель: В нашей группе есть макет настоящего вулкана, давайте его рассмотрим.
Дети рассматривают макет.
Воспитатель организует обсуждение: Какой формы вулкан? На что он похож? На что похожа его верхняя часть?
Дети: Вулкан имеет форму конуса, а верхняя часть напоминает яму, воронку.
Воспитатель: Правильно. А давайте, мы сделаем аппликацию о вулканах.
Ответы детей.
Изготовление поделок по образцу.
Подведение итогов.