МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе на тему «Свойства воздуха»

Оксана Лаврова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Свойства воздуха

Интеграция образовательных областей:

"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Двигательная"

Задачи:

1. Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

2. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

3. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Свойства воздуха“» размещена в разделах

4. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание слайдов)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Материал: стакан, салфетка, емкость с водой, банка, 2свечки, спички, газированная вода, шарик, виноградинка.

Демонстрационный: карточки-символы.

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, веера.

Дидактический: «Электробытовая техника».

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: подвижные игры.

Игровая: «Электробытовая техника», игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия:

Мотивационно – ориентировочный этап

-Ребята, вы ходите в гости? К кому? И чем вы занимаетесь в гостях? Сегодня нам повезло, нас пригласил к себе в гости… (звучит музыка из мультфильма «Смешарики»). Кто это (дети называют героев). (На экране появляется слайд 2 с изображением Лосяша). Ребята, Лосяш хочет познакомить вас с волшебником, который умеет творить чудеса. (На экране слайд 3) Как выдумаете, что это вокруг Лосяша? (если дети не отгадывают долго, загадать загадку про мыльные пузыри: легче пуха я летаю, ярче радуги сеяю. Раздуваюсь вширь,потому что я. (мыльный пузырь). Давайте и мы надуем мыльные пузыри. Посмотрите, какой они формы, какого цвета, какие они легкие, веселые? А что находится у них внутри (воздух).Верно, это - воздух. Воздух всегда рядом, без него невозможно жить. Но хорошо ли вы с ним знакомы? Хотите проверить? Лосяш приглашает вас в его экспериментальную лабораторию. Поможет добраться в гости к смешарику чудесный волшебный парашют.

Подвижная игра «Парашют».

Поисковый этап

- Лосяш встречает нас возле своей лаборатории. Дети, а что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух - это то чем мы дышим)

- А где есть воздух? (везде). Значит, он есть и в нашем зале? Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух. Нет, он невидимый.

- Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.

Игра «Поймай воздух ладонями»

- Поймали? Поймать его нельзя. (Пытаются поймать)

Я помогу вам поймать воздух.

Опыт №1 (с полиэтиленовыми пакетами)

Дети подходят к столу с полиэтиленовыми пакетами.

- Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

-Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

-Что в пакете? (воздух)

-Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

-Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

-Какого цвета воздух в пакете? (никакого, прозрачный, бесцветный)

-Давайте вдохнем носом и понюхаем, чем пахнет воздух (пакетом)

-А если бы в пакете лежал апельсин (шоколадка, чем бы пахло? Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный и не имеет запаха (выставляются карточки – схемы на мольберт).

Опыт №2 (воздух занимает место)

-Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. По-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку, значит, воздух занимает место (карточка-символ).

Опыт №3 (воздух внутри человека)

- Ребята, а вот интересно, а внутри человека есть воздух? Как вы думаете? (высказывания детей)

- Давайте пройдем за стол где для вас приготовлены стаканы с водой и трубочки, мы с вами подуем в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки).

- А пузырьки это и есть воздух.

- Вот видите, воздух есть внутри нас. Мы дули в трубочки и он выходил из нас. Но чтобы подуть еще мы снова вдохнем воздуха а потом выдохнем через трубочки, получаются пузырьки.

ОПЫТ № 4 (воздух легче чем вода)

-Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".

Вывод: Воздух легче,чем вода (карточка – символ).

- Вы, ребята настоящие молодцы. Расскрыли столько секретов воздуха. Недаром Лосяш назвал воздух волшебником. Он столько всего умеет: удерживает на воде, тех, кто не умеет плавать, открывает двери автобусов, согревает в мороз животных. А еще без воздуха мы не могли бы с вами играть во множество интересных игр (воспитатель достает мяч.) Скажите, ребята, что находится внутри мяча? А если выпустить из мяча воздух, он сможет делать так (набивает мяч об пол? Верно, именно воздух делает мяч упругим и прыгучим. В какие же игры можно играть с мячом?

Самомассаж мячиками

- Продолжим открывать секреты воздуха

ОПЫТ № 5 (движение воздуха)

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете (ветер)

Вывод: Значит, воздух может двигаться. Ветер – это движение воздуха.

ОПЫТ № 6 (реактивный шарик)

Помочь выявить силу движения воздуха, не только почувствовать, но и увидеть движение воздуха.

Игра «Как работает воздух»

Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.

Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.

-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья.

ОПЫТ № 8.(свеча гаснет без воздуха)

- А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Вывод: Здоровье человека зависит от того, каким воздухом мы дышим.

-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Рефлексивный этап

-А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам подойти к нашему мольберту и посмотреть на карточки- символы (дети перечисляют свойства воздуха).

Игра» «Парашют»

Возвращение от Лосяша.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект интегрированного занятия по теме «Свойства воздуха» Возрастная группа ДОУ: старшая группа. Программное содержание: 1. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни, человека, животных и.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Поиграем с солнышком» на тему «Свойства песка»Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Поиграем с солнышком» на тему «Свойства песка» Программное содержание: формировать представления о свойствах песка; обучать малышей навыкам экспериментирования с песком; познакомить с.

Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха» в старшей группе Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» для детей старшей группы Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» для детей старшей группы Цель: Формирование целостного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Свойства воздуха»
Опубликовано: 29 августа 2024 в 22:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему «Свойства воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лаврова (УИ 647654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД