Оксана Лаврова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства воздуха
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Двигательная"
Задачи:
1. Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
2. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
3. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание слайдов)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал: стакан, салфетка, емкость с водой, банка, 2свечки, спички, газированная вода, шарик, виноградинка.
Демонстрационный: карточки-символы.
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, веера.
Дидактический: «Электробытовая техника».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: подвижные игры.
Игровая: «Электробытовая техника», игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Ход занятия:
Мотивационно – ориентировочный этап
-Ребята, вы ходите в гости? К кому? И чем вы занимаетесь в гостях? Сегодня нам повезло, нас пригласил к себе в гости… (звучит музыка из мультфильма «Смешарики»). Кто это (дети называют героев). (На экране появляется слайд 2 с изображением Лосяша). Ребята, Лосяш хочет познакомить вас с волшебником, который умеет творить чудеса. (На экране слайд 3) Как выдумаете, что это вокруг Лосяша? (если дети не отгадывают долго, загадать загадку про мыльные пузыри: легче пуха я летаю, ярче радуги сеяю. Раздуваюсь вширь,потому что я. (мыльный пузырь). Давайте и мы надуем мыльные пузыри. Посмотрите, какой они формы, какого цвета, какие они легкие, веселые? А что находится у них внутри (воздух).Верно, это - воздух. Воздух всегда рядом, без него невозможно жить. Но хорошо ли вы с ним знакомы? Хотите проверить? Лосяш приглашает вас в его экспериментальную лабораторию. Поможет добраться в гости к смешарику чудесный волшебный парашют.
Подвижная игра «Парашют».
Поисковый этап
- Лосяш встречает нас возле своей лаборатории. Дети, а что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух - это то чем мы дышим)
- А где есть воздух? (везде). Значит, он есть и в нашем зале? Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух. Нет, он невидимый.
- Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.
Игра «Поймай воздух ладонями»
- Поймали? Поймать его нельзя. (Пытаются поймать)
Я помогу вам поймать воздух.
Опыт №1 (с полиэтиленовыми пакетами)
Дети подходят к столу с полиэтиленовыми пакетами.
- Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
-Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
-Что в пакете? (воздух)
-Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
-Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
-Какого цвета воздух в пакете? (никакого, прозрачный, бесцветный)
-Давайте вдохнем носом и понюхаем, чем пахнет воздух (пакетом)
-А если бы в пакете лежал апельсин (шоколадка, чем бы пахло? Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный и не имеет запаха (выставляются карточки – схемы на мольберт).
Опыт №2 (воздух занимает место)
-Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. По-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку, значит, воздух занимает место (карточка-символ).
Опыт №3 (воздух внутри человека)
- Ребята, а вот интересно, а внутри человека есть воздух? Как вы думаете? (высказывания детей)
- Давайте пройдем за стол где для вас приготовлены стаканы с водой и трубочки, мы с вами подуем в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки).
- А пузырьки это и есть воздух.
- Вот видите, воздух есть внутри нас. Мы дули в трубочки и он выходил из нас. Но чтобы подуть еще мы снова вдохнем воздуха а потом выдохнем через трубочки, получаются пузырьки.
ОПЫТ № 4 (воздух легче чем вода)
-Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".
Вывод: Воздух легче,чем вода (карточка – символ).
- Вы, ребята настоящие молодцы. Расскрыли столько секретов воздуха. Недаром Лосяш назвал воздух волшебником. Он столько всего умеет: удерживает на воде, тех, кто не умеет плавать, открывает двери автобусов, согревает в мороз животных. А еще без воздуха мы не могли бы с вами играть во множество интересных игр (воспитатель достает мяч.) Скажите, ребята, что находится внутри мяча? А если выпустить из мяча воздух, он сможет делать так (набивает мяч об пол? Верно, именно воздух делает мяч упругим и прыгучим. В какие же игры можно играть с мячом?
Самомассаж мячиками
- Продолжим открывать секреты воздуха
ОПЫТ № 5 (движение воздуха)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться. Ветер – это движение воздуха.
ОПЫТ № 6 (реактивный шарик)
Помочь выявить силу движения воздуха, не только почувствовать, но и увидеть движение воздуха.
Игра «Как работает воздух»
Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья.
ОПЫТ № 8.(свеча гаснет без воздуха)
- А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Вывод: Здоровье человека зависит от того, каким воздухом мы дышим.
-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Рефлексивный этап
-А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам подойти к нашему мольберту и посмотреть на карточки- символы (дети перечисляют свойства воздуха).
Игра» «Парашют»
Возвращение от Лосяша.