Ольга Кузнецова
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения родного города. Саратов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширить и закрепить знания детей о родном городе : название города, основные достопримечательности. Познакомить детей с историей возникновения города, его названия, именами основателей. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.
Наглядный материал: картина с изображением старого города; герб города; иллюстрации и фотографии современного города.
Словарная работа: древний, рубленый город, крепость, герб, пристань.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „История возникновения родного города, Саратов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Саратовская область, Саратов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Предшествующая работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий; экскурсии по достопримечательным местам.
Ход занятия
Воспитатель: - Сегодня, ребята мы поговорим с вами о городе, в котором мы живем. Как называется наш город?
- Давайте посмотрим, какой наш город красивый (выставляю на мольберт иллюстрации с видами родного города).
- Вы узнаете это место? Кто из вас там был? (дети рассказывают о том, месте где они побывали).
- Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он? (предположительные ответы детей).
- Вы правильно сказали, что наш город очень красивый. Но наш город еще и древний. Что значит – древний? (дети высказывают свои предположения).
- Древний – это значит, что он возник очень, очень давно. «Всякому мила своя сторона» - так говорится в русской народной поговорке. Нам мил и дорог наш родной город Саратов.
- Дети, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с помощью колеса истории совершим путешествие в прошлое.
- Наш город был основан очень давно, в 1590 году, в июле месяце князе Григорием Осиповичем Засекиным и боярином Федором Михайловичем Туровым.
- Не зря наш город возвели на берегу реки. Ведь река и напоит, и умоет, и рыбой накормит. А еще по реке удобно перемещаться с места на место.
Но человеку невозможно обойтись без пищи. Как вы думаете, где люди добывали себе еду? (предположительные ответы детей).
- Добывали люди еду в лесах. В лесу есть и звери и птицы, на которых можно охотиться. Есть грибы, ягоды, лекарственные растения. Выходит лес – и кормилец и лекарь.
- Что еще нужно человеку? (жилье)
- Из чего его строить? И тут лес поможет.
- Наш город рубленый, т. е строительный материал использовался древесный.
Город был небольшой крепостью. Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами из бревен с башнями и воротами (рассматриваем с детьми картину, обсуждаем увиденное).
- Дома строили из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На концах бревен делали топором вырубки и закрепляли бревна. Поэтому и говорили «срубить дом» (рассматриваем иллюстрацию).
Физминутка
Мы по городу шагаем /шагают на месте
То что видим называем/ взмах руками
Светофоры и машины / поворот головы вправо
Ярмарки и магазины / поворот головы влево
Скверы, улицы, мосты / взмах правой рукой
И деревья и кусты / взмах левой рукой
И высокие заводы / взмах обеими руками
И на Волге пароходы / изображение волн руками
- После возникновения города, необходимо дать ему название. Слово «Саратов» произошло от татаро-монгольских слов: «сары» -желтая и «тау» - гора. Имя городу дала Соколовая гора. Желтая по окраске, она возвышается над окружающей местностью и в свое время служила прекрасным ориентиром всем путешествующим по Волге.
- Позднее Саратову был присвоен герб. Герб есть у каждого города. Это отличительный знак, имеющий форму щита – символизирующего «защиту» города (рассматриваем герб города).
- Герб всегда отражает исторические события. Герб нашего города голубого цвета.
- Как вы думаете, что символизирует голубой цвет нашего герба? (предположительные ответы детей).
- Верно, это цвет воды нашей красавицы Волги. На голубом фоне изображены три стерляди. Это символ рыбных богатств нашего края.
- Постепенно, с каждым годом город рос, становился торговым городом, т. к расположен на реке Волге. Особенно важной в городе была пристань. Туда приходили корабли из разных городов с товарами (рассматриваем иллюстрацию с изображением пристани).
- Шло время. Город продолжал расти и строиться. Так появилась железная дорога. Она связала Саратов с Москвой и другими городами. (рассматриваем с детьми иллюстрации).
- Затем в городе начали открываться учебные заведения, приходские училища, гимназии. Открывается университет.
- Так университет выглядит в настоящее время (рассматриваем иллюстрацию).
-Открывается консерватория, художественный музей имени Радищева (предлагаю рассмотреть иллюстрации).
- Саратов становится культурным центром.
- А теперь с помощью «колеса истории» мы вновь вернемся в настоящее время.
Сегодня я вам рассказала о прошлом нашего города. Разговор о нашем городе мы продолжим на других занятиях. Впереди нас ждет много интересного.