Елена Мощинская
Конспект занятия в старшей группе «Дорога — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе на тему :
«Дорога – это жизнь»
Образовательная область: «Познание», «Речевое развитие».
Современные образовательные технологии: педагогика сотрудничества, игровая, ТРИЗ, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Дорога — это жизнь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Программные задачи: Познакомить детей с историей дорог, видами дорог и их названиями. Формировать представления о строительстве современных дорог, о необходимости в быстром и удобном передвижении. Закрепить виды транспорта, используемые при строительстве дорог. Развивать мыслительную деятельность, умение делать элементарны выводы о том, почему дорога называется дорогой жизни. Активизировать словарь за счет слов: путики, грунтовая, воздушные и водные пути, канатная, щебень, бульдозер, грейдер. Воспитывать интерес к истории дорог и их строительству.
Материал: Презентация «Разные виды транспорта и транспортных дорог», материал к игре «Дорога». Имитированные варианты дорог – плоская и с уклоном для экспериментальной работы.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, мы с вами много говорили о дорожной азбуке, о правилах дорожного движения. А вот в давние времена правил дорожного движения не существовало. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что раньше не было машин. Не было больших городов.
Педагог: Правильно, ребята. В давние времена человек передвигался только пешком, но уже тогда были первые дороги. Их называли тропинки. Наши предки тогда жили среди непроходимых лесов. Для жилья они вырубали заросли и строили дома, а между домами прокладывали тропинки, и называли их путиками. Затем путик стали называть дорогой. Как вы думаете, от какого слова происходит слово путик?
Дети: От слова путь.
Педагог: Правильно. Сережа, повтори, как раньше называли дорогу? Саша, скажи, от какого слова происходит слово путик?
Педагог: Сейчас без дорог невозможно представить жизнь человека. Как вы думаете, почему так говорят «Дорога – это жизнь»?
Дети: Так говорят, потому, что по дорогам везут продукты, вещи, разные предметы, которые необходимы человеку. Потому, что дороги соединяют города. По дороге мы идем в детский сад, в школу, на работу.
Педагог: Конечно, вы правы. Дороги соединяют деревни, города, районы, области, страны. Дороги бывают разные. Самая простая дорога грунтовая. Вы знаете, что такое грунт?
Дети: Грунт – это земля.
Педагог: Да, ребята, грунтовая дорога проложена просто по земле, в поле или в лесу, по краю оврага. Как вы думаете, такие дороги удобны для людей?
Дети: Удобны, потому что по таким дорогам редко движутся машины, не нужно соблюдать правила дорожного движения.
Педагог: А чем, на ваш взгляд, неудобна грунтовая дорога?
Дети: Когда идут дожди, на этой дороге много грязи. Летом на такой дороге много пыли.
Педагог: Действительно, после сильного дождя такая дорога становится непроходимой и непроезжей. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии при любых погодных условиях, ее поверхность укладывают различными прочными материалами. Так поступали в древности.
Уже тогда дороги покрывали стволами деревьев, а позже камнем. А через топкое место строили настил из бревен или хвороста. Позже вместо деревянных настилов стали делать каменные дороги.
Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите разные виды транспорта. Давайте их назовем.
Дети: Трактор, ковш, самосвал, грейдер, экскаватор, бульдозер, каток, грузовик.
Педагог: Как вы думаете, что их объединяет?
Дети: Этот транспорт используется при строительстве дорог. На самосвале привозят песок. Грейдер ровняет землю. Ковшом подсыпают песок и асфальт, чтобы дорога была ровной. Каток укатывает асфальт.
Педагог: Правильно, ребята, в наше время дорогу строить – дело не простое. Сначала инженеры и геодезисты намечают на карте направление будущей дороги, стараются, чтобы она получилась короче и прямее. То есть создается проект будущей дороги. А дорожные машины, которые вы назвали, расчищают место для прокладки дороги, возводят насыпи, роют выемки, трамбуют земляное полотно. Чтобы дорога была прочной и могла служить долго, в земле выкапывается углубление, в которое насыпают песок, затем щебень. Ребята, а что такое щебень?
Дети: Это маленькие камешки. Если дети не ответят, воспитатель рассказывает сам, что такое щебень - это мелкие камешки, они могут быть с песком. (Показывает образцы щебня, дети рассматривают).
Педагог: Правильно, ребята, щебень необходим для того, чтобы дорога не проваливалась от тяжелого транспорта и большой нагрузки. Сверху щебня кладут покрытие из асфальта или бетона. Ребята, а вы замечали, что у каждой дороги всегда есть уклон. Как вы думаете, для чего он нужен.
Дети затрудняются ответить.
Педагог предлагает сделать маленький опыт. На стол кладет картонный длинный плоский лист, имитирующий дорогу и наливает на него воду. Вода растекается по листу.
Педагог:Представьте себе, что прошел дождь, и вся вода осталась на дороге. Почему так произошло?
Дети: Потому, что дорога плоская.
Педагог: А теперь посмотрите другой опыт. Кладет такую же имитированную дорогу, но сверху в центре, покрытую пластилином, как бы от центра с уклоном. И опять наливает воду. Вода растекается от центра.
Что происходит?
Дети: Вода растекается, потому что с горки стекает.
Педагог: Вот поэтому верхняя часть дороги делается не плоской, а с уклоном от центра для стока воды, чтобы дожди и талый снег не могли разрушить дорогу. От качества строительных дорог зависит прочность и срок службы дорог. Так мы получаем современную автодорогу, открывающую нам неизведанные дали и просторы.
Физминутка: «Строим дорогу»
-Трактор землю прокопал и расчистил место (руками имитируют копку земли)
- Самосвал привез песок для строительства дорог (дети показывают движением рук и ног, как едет грузовик)
- А катки, как наши ноги, утрамбуют нам дороги. (Движениями ног трамбуют воображаемую дорогу).
- Ковш зовем мы на подмогу, со стоком делаем дорогу (Руки поднимают и опускают, показывая уклон).
- Трудятся строители, чтобы спокойны были водители. (Имитируют рулевые движения, согласовывая их с движениями ног).
Педагог: Ребята, какие дороги вы еще знаете?
Дети: Дороги для самолетов, пароходов.
Педагог: посмотрите на экран. (На экране появляются слайды – летит самолет, плывет пароход, канатная дорога, автотрасса).
Педагог: Дорогу для самолетов называют воздушный путь. Почему воздушный?
Дети: Потому что самолеты движутся в воздухе.
Педагог: Тогда как можно назвать путь, по которому движутся корабли и пароходы, ведь они движутся по воде?
Дети: Водный путь.
Педагог: А что сейчас вы видите на экране?
Дети: Канатную дорогу.
Педагог: Правильно, это канатная дорога. Где можно увидеть канатные дороги? Правильно, в горах. А почему?
Дети: Потому что в горах нет других дорог.
- Какую дорогу вы еще видите на экране?
-Железную дорогу. По ней движутся поезда.
-Что вы видите на этих слайдах?
Дети: Это подземный переход. Дорога для пешеходов под землей.
Педагог: Сережа знает стихотворение о подземном переходе.
Люблю подземный переход!-
Сказал корове бегемот,-
Ведь под землёю нет машин
И волноваться нет причин!
Хоть иди себе вразвалку,
Хоть скачи через скакалку!
Педагог: А это современная транспортная дорога. Чем она отличается от воздушных и водных путей?
Дети: На ней есть разметки. Есть дорожные знаки. По ней ездят машины, мотоциклы, велосипеды, другой транспорт.
Педагог: А зачем нужны водителю разметки, дорожные знаки?
Дети: Чтобы не было аварий и наездов.
Педагог: Да, ребята. Страшно даже представить, что было бы сегодня на дорогах, если бы не было этих дорожных спасителей.
Педагог: предлагаю поиграть в дидактическую игру «Дорога». У каждого ребенка по пять рисунков, четыре из них нужно объединить в одну группу, а пятый будет лишним. Например, у ребенка картины с транспортом, 4 машины, которые используются в строительстве, а пятая легковая. Другой вариант: регулировщик, светофор, автобус, зебра, знак для пешехода и лишний тротуар.
Педагог: Ребята, сегодня вы познакомились с историей дорог, узнали, как строят дороги. Я предлагаю вам на прогулке построить дороги в песочном дворике. А закончим мы наш разговор о дорогах стихотворением :
Дороги, дороги, лесами, поселками,
Вдоль них тополя и поля.
Широкими трассами и узкими тропками
Опутана всюду земля.
Дороги расходятся, дороги сливаются
Маня нас в неясную даль.
Дороги, они никогда не кончаются,
Слегка навевают печаль.
Дороги уходят, дороги сплетаются,
Как нити в клубок роковой.
Дороги, они никогда не кончаются
И вечно зовут за собой.
Пояснительная записка
Конспект занятия в старшей группе построен с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС, возрастными возможностями и особенностями детей.
В конспекте обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение педагога к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Вопросы, задания, игровые и информационно-коммуникационные технологии направлены на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Познавательное развитие предполагает развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
Современные технологии, формы организации детей, творческие задания – все обеспечило высокий интересе детей к разным видам деятельности, активность и познавательную мотивацию.