Людмила Кононенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в лесное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в лесное царство
по развитию лексико-грамматических навыков
в старшей группе компенсирующей направленности
«Путешествие в лесное царство»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности „Путешествие в лесное царство“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Коррекционно-образовательные цели: учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;согласовывать существительные с числительными; развивать словарь по данной теме.
2. Коррекционно-развивающие цели: Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев, листьев, магнитофон, лист бумаги с изображением листьев, наложенных друг на друга, ноутбук, проектная доска.
Организационный момент.
Логопед: Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? (о дереве.)
Логопед: Сегодня мы узнаем много нового о деревьях. А для этого нам надо отправиться в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать? Мы с вами отправимся в Лесное царство. Но как мы туда попадем? На каком транспорте можно поехать? (Дети предлагают на поезде, на ракете, на самолете).
Можно доехать на каждом из них, но так как мы в сказке, давайте полетим на волшебном ковре - самолете. Усаживайтесь поудобней на ковер, закрывайте глаза и произносите волшебные слова:
Сим салябим
Ахалай бахалай
Уськи пуськи
Раз, два, три!
Ковер полети! (звучит запись «Лесные голоса»)
Основная часть
Логопед: Открываем глаза, мы с вами очутились в лесу и для начала давайте вспомним, все что мы знаем о деревьях.
. Беседа о деревьях
— Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их. Но называть теперь будем их ласково.
Показ слайдов. Дети по очереди называют деревья с уменьшительно – ласкательным значением. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками».
Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом и вспомнить, какой это листок.
1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.
2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.
3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.
4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.
5-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.
6-й ребёнок. А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.
7-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.
Логопед. С какого же дерева упал последний листок?
Дети. С каштана.
Логопед. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.
1-й ребенок. Красный кленовый листок.
2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.
3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.
4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.
5-й ребенок. Желтый лист каштана.
6-й ребёнок. Жёлтый берёзовый листок.
7-й ребёнок. Коричневый дубовый листок.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.
Физкульт минутка. «Листья».
Листья осенние тихо кружатсяКружатся, расставив руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.
Логопед. Пройдите, пожалуйста, на свои места. Что вы видите?
Дети: Листочки.
Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала послушайте стихотворение.
Он до поздней осени
Весь стоит зеленый.
Значит, он выносливый.
Значит, закаленный.
Дети: О дубе.
Логопед. Как вы догадались?
Дети: На дубе листья долго остаются зелеными.
Логопед. Обведите дубовый листок пальчиком.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.
Логопед. А второй листок вы узнали?
Дети: Это кленовый листок.
Логопед: Каким он может быть осенью?
Дети: Красным.
Логопед: Обведите кленовый листок красным карандашом.
Дети выполняют задание.
Логопед: Какой листок получился?
Дети: Красный кленовый листок.
Логопед: Хорошо. Отложите листочки и карандаши в сторону.
И немножко с вами поиграем
«Сосчитай» (проводится с мячом)
Один лист- 2…. 5….
Один корень-2…. 5….
Одна ветка-2….5….
Одно дерево-2…5…
Одна почка-2…5….
Одна берёза-2…. 5…
Один дуб-2…. 5….
Одна осина-2…. 5….
Логопед: Молодцы, ребята! Ну, а теперь нам пора возвращаться из сказки в нашу группу. Давайте сядем на наш волшебный ковер – самолет. Дети произносят волшебные слова и улетают.
Логопед: Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось?