Анна Рысюкова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Мы — изобретатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе детского сада.
Познавательное развитие.
Тема: Мы - изобретатели
Цель: познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; закрепить понятие «человек-изобретатель» : это человек, обладающий такими качествами, как наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность; обогатить знание о мире открытий и изобретений; развивать воображение.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада „Мы — изобретатели“» размещена в разделах
Оборудование:
В разных углах группы находятся :
1. стол, на котором стоит старинная шкатулка, в ней песочные часы.
2. стол, на котором разложены иллюстрации : птица, стрекоза, одуванчик, колокольчик. Закрытая коробка, в которой лежит объемный самолет, вертолет, колокольчики по количеству детей; иллюстрация парашюта.
3. Стенд с портретом И. П. Кулибина и изображением его изобретением- велосипед.
4. расставлены столы, стулья. На столах приготовлены простые и цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель подзывает к себе детей.
- Ребята, посмотрите, что это такое? (шкатулка)
-Давайте посмотрим, что в нутрии. (воспитатель достает песочные часы. Дети разглядывают песочные часы).
- А как вы думаете откуда взялись такие часы, кто придумал их? (люди)
-Правильно. Кто знает как называют людей, которые придумывают разные полезные вещи? (ответы детей).
-Таких людей называют изобретателями.
-Давным-давно человек был очень близок к природе.
Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем!
Изобретатель был очень любознательным, любил наблюдать на при-родой. Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве. (иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков)
Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)
- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим че-ловеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или
умельцем, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».
О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:
Каков мастер - такова и работа.
Дерево дорого плодами, а человек - делами.
Умелые руки не знают скуки.
Дело мастера боится.
(Воспитатель проходит с детьми к 2 столу).
- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (При
рода.)
- Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? (показывает иллюстрацию летающей птицы)Да, человеку
тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у
птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в
результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не ус
покаивался и придумал,-таки диковинную птицу с неподвижными крылья
ми. Как называется эта чудо-птица? (Самолет.) (из коробки педагог достает объемную игрушку-самолет; сравнивают с птицей) Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. (показывает иллюстрацию стрекозы)
Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал
человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же
это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет. (педагог достает из коробки объемную игрушку вертолет; сравнивают со стрекозой).
- А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает оду-ванчик.) (ответы детей)
- Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (По
летят пушинки, как парашютики. (показывает иллюстрацию парашюта)
- Как хорошо, когда человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол.) (воспитатель достает из коробки колокольчики и раздает каждому ребенку).Давайте послушаем колокольный перезвон. (Дети звенят в колокольчики) А колокольчик-цветок не звенит. Даже загадка про это есть.
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звона нет.
Или:
Колокол колышется,
А звона не слышится.
- И таких примеров очень много. В природе можно найти много инте-ресного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.
- Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела».
Среди таких добрых дел - великие открытия и изобретения для всех людей.
Послушайте стихотворение.
Как птицы и растения,
С тобою там и тут
Живут изобретения,
Открытия живут.
Не то чтоб скучно, серо,
Без них иначе б жил,
И был бы дом пещерой,
А стол бы камнем был.
И днем бы на охоту
Ты безоружным брел:
Копье ведь тоже кто-то
Когда-то изобрел
Игла, горшок и парус,
Да что там ни возьми,
Компьютер и гитара
Придуманы людьми.
Стул, двери, ложка, вилка,
Ракета и кино,
Гамак, сенокосилка,
Автобус и окно.
Пусть чуда нет теперь в них,
Но мир не позабыл
Людей тех самых, первых,
Кто чудо сотворил.
(Е. Ефимовский)
А сейчас мы немного отдохнем.
(дети становятся в круг и выполняют движения следуя словам)
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой!
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем!
(После разминки воспитатель подводит детей к стенду)
- Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобре-татель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями. (дети рассматривают портрет И. П. Кулибина)
Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за сове-тами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечатель-ных изобретений.
Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изоб-ретения принадлежат И. Кулибину.
Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем.
(велосипед)
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька.
(автомашина)
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом,
Рвутся в небе неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют,
Это праздничный.
(салют)
Я весь день жужжу-жужжу,
Ветерком тебя стужу.
(вентилятор)
То снизу вверх, то сверху вниз
Он целый день послушно ходит.
Ты только к кнопке прикоснись —
Он тут же сам к тебе подходит.
(лифт)
- А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей) (Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы, раздает каждому ребенку нарисованный силуэт велосипеда). Детям предлагается «дорисовать интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т. д.) Свои изобретения дети вешают на стенд для работ.
(при выполнении работы звучит тихо музыка)