Анна Михайлова
Конспект занятия в старшей группе «День снятия блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания детей об истории города Санкт-Петербург (в те годы Ленинград,о блокаде, о помощи жителей нашего города в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
1. образовательные: закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда; расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду, формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; активно участвовать в диалоге с воспитателем.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „День снятия блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал, блокада, «дорога жизни».
3. воспитательные: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости; воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов.
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений по теме;
- прослушивание песен и музыки военных лет;
- просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;
- рассматривание картин о войне;
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня 27 января. Этот день особенный и трагический. В этот день сняли блокаду Ленинграда.
Воспитатель:
Много испытаний выпало на наш город: наводнения, пожары, но Великая Отечественная Война самое страшное испытание.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
Ребята, давайте посмотрим, каким был Ленинград на карте.
(границы города, улицы, дома)
Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война. Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Взять и уничтожить город, как хотел Гитлера не получилось, и тогда он пообещал Ленинград «задушить голодом и сравнять с лицом земли». Кольцо блокады сжалось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, а 13 сентября начался артиллерийский обстрел, который фактически продолжался всю войну.
Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.
Воспитатель: ***Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него. А Ленинград ко всему прочему ещё и регулярно обстреливали, бомбили.
Воспитатель: Немцы окружили город. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Вот и тогда все встали на защиту города.
В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…
Началась самая страшная зима… Начались самые страшные блокадные дни…
Их было 900…это почти 2,5года.
В домах был холод, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, но дров тоже не было, по этому в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой приходилось ходить на реку Нева.
Окна в домах заклеивали полосками бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены
Было подсчитано, что за все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов. Все это приводило как к массовым смертям мирного населения, так и к катастрофическим разрушениям ценнейшего архитектурного и исторического наследия.). В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. По радиосети людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.
А после того как сирена выключалась люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал биение сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту.
Воспитатель: В блокаду нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Маленький кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба-
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Нам никогда не забыть!
Воспитатель: Ребята, как называлась дорога, по которой тогда доставляли продовольствие в осаждённый город?
Ответы.
Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили детей, раненых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.
Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.
Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет
Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала эта дорога для нас!
Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Воспитатель: Дорога Жизни проходила по Ладожскому озеру.
Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Воспитатель: По дороге к Ладожскому озеру стоит памятник - белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»
Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью блокада Ленинград была снята только в январе 1944 года. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’
Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ. Обсуждение с детьми, что им наиболее запомнилось.