Шалапанова Марина
Конспект занятия в старшей группе «День конституции России»
Тема: Конспект занятия «День Конституции России»
Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)
Цель: Обобщить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
Программное содержание:
Обучающие:
• Формировать представление о Конституции- основной Закон государства.
• Продолжать знакомить детей с гражданскими правами.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „День конституции России“» размещена в разделах
- День Конституции, 12 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Активизировать словарь детей по теме занятия словами: Президент, Конституция, Закон, присяга;
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
• Продолжать развивать способность высказывать свое мнение.
Воспитывающие:
• Воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории.
Методы и приёмы:
• Наглядный: (слайды презентации, видеофильм)
• Словесный:(рассказ, диалог, художественное слово)
• Практический: (упражнения)
Оборудование и материал: Проектор, экран, ноутбук, интерактивная доска, столы, стулья.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня на занятии мы с вами поговорим об очень важном документе нашего государства, но для начала скажите, какое сегодня число?
Дети: 12 декабря.
Воспитатель: А кто знает, какой праздник мы отмечаем 12 декабря?
Дети:12 декабря в России отмечают День Конституции.
Воспитатель: Верно, ребята все мы с вами знаем, что у нашего народа много праздников и памятных дат. Одной из такой датой является 12 декабря 1993 года, день принятия Конституции нашей страны. Это уже пятая Конституция в истории нашего государства. А отличается она от всех предыдущих тем, что была принята всенародным голосованием.
А что же такое Конституция?
Дети: Конституция-это правила, которые должен соблюдать человек.
Воспитатель: Правильно, Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. В Конституции записаны права и обязанности граждан России. И у вас, как граждан России, есть права — то, что можно делать, и есть обязанности — то, что нужно делать.
Как вы понимаете что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие?
Дети: «Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.
Воспитатель: Ребята скажите, а какие правила вы знаете и для чего они нужны?
Дети: Правила дорожного движения. Их нужно знать для того, чтобы избежать несчастного случая; правила хорошего поведения. Их нужно знать для того, чтобы быть воспитанным, культурным человеком.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно все назвали, но есть еще и правила, по которым живёт вся наша страна. Такие правила называются законами. Основные законы записаны в самом важном документе. Этот документ — Конституция Российской Федерации.
А сейчас давайте с вами посмотрим с чего начинается Конституция?
На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
Что такое гимн?
Дети: Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. Государственный гимн является официальным символом любого государства.
Воспитатель:Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)
Какие цвета у Российского флага, назовите последовательность цветов?
Дети: Российский флаг состоит из трех цветов белого, синего, красного.
Воспитатель: Где можно увидеть герб?
Дети: Герб мы можем увидеть на флаге, монетах, печати.
Воспитатель: Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?
Дети: Герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Воспитатель: В какой стране мы с вами живем. Как она называется?
Дети: Российская Федерация
Воспитатель: Кто Президент нашей страны?
Дети: В. В. Путин
Воспитатель: Правильно ребята, все ваши ответы были верны, а теперь давайте мы с вами более подробнее познакомимся с правами, которые у нас с вами есть. Сейчас мы с вами сыграем в игру которая называется «Кто нарушил право?»в ней мы применим
Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)
4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
Воспитатель: В следующем задании нужно закончить стихотворение, слушайте внимательно.
1) Мама работала,
Папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на (отдых)
2) Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё (имя)
3) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
4) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на (жильё)
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю вам инсценировать сказку
«Заюшкина избушка».
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему?
Дети: Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Это означает, что никто не имеет права войти в жилище без согласия людей, на законных основаниях проживающих в нем.
Воспитатель: Итак ребята о правах мы с вами поговорили,теперь разберем какие обязанности должен выполнять человек. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечаете.
1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
2. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
3. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)
4. Обязанность родителей …. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
5. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)
6. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и … наследие страны; (Культурное)
7. Каждый гражданин обязан бережно относиться к … и её богатствам; (Природе)
Воспитатель: Ребята мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы; вы большие молодцы, что знаете права и обязанности человека. Надеюсь, что в будущем ничто вас не заставит нарушить свои обязанности. Ведь наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба. А сейчас проверим что вы запомнили.
Что такое конституция?
Какие вы знаете права, обязанности?