Наталья Стешенко
Конспект занятия в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе "Звуковая культура речи: звук ц"
Задачи: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Материалы: Игрушки: Цыплёнок, кошка. Картинки: царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Звуковая культура речи, Звук [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Упражнение «Назови какой звук услышали»
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, какие мы звуки изучали на прошлом занятие?
Дети: звук с, сь – з, зь.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я проверю, не путайте ли вы их!
- Я прочту вам стихотворения, а вы должны отгадать какой звук спрятался в слове.
«Киска ест сметану из миски» - какой звук слышите?
Дети: Звук «с»
Воспитатель: Правильно. А недавно две газели позвонили и запели. – какой звук встречается во всех словах?
Дети: Звук «з»
Воспитатель: Молодцы, вы умеет различать звуки на слух.
2. Основная часть.
Воспитатель: А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно!
Загадка про ножницы.
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик, что это?
Дети: Ножницы.
Воспитатель: Верно!
Воспитатель, произносит слова: кольца, концы, ножницы, слегка интонируя звук «ц».
Воспитатель: Ребята, какой звук я выделила голосом?
Дети: Звук «ц»
Воспитатель: Конечно звук «ц», этот звук нам тоже важно научиться произносить правильно. Сначала давайте поцокаем, как белки.
Показ правильной артикуляции звука «Ц».
Воспитатель: Посмотрите на меня. Я вам покажу, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук «Ц» – губы растягиваются в улыбке, зубки заборчиком, а язычок отталкивается от зубок: Ц-ц-ц-ц-ц.
Давайте вместе попробуем.
Дети: (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).
Звуковые упражнения с цыплёнком.
Воспитатель: Услышал эту песенку цыплёнок, выглядывает, наверное, стесняется. Давайте позовём его? Как мы его позовём?
Дети: Цып, цып цып….
Воспитатель: Цыплёнка зовут Цыпа.
Воспитатель: Насыплем ему зернышек. Пусть клюёт.
Цыплёнка заметила кошка Царапка. Как кошку зовут?
"Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап ".
Воспитатель: Что сказала кошка?
Скажите ей: "Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!" (Хоровой и индивидуальные ответы.)
Царапка убежала.
Воспитатель: Ребята, цыплёнок боится! Что можно сделать, чтобы он не боялся?
Дети: Поиграть с ним
Воспитатель: Правильно!
Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать. Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Раз – цыплёнок на крыльце, Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.
Два – ещё сидит в яйце,
Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыплёнок, Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.
Кушать захотел спросонок. Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони.
Дидактическая игра «Прятки со звуком»
Воспитатель: Я знаю одну игру. Она называется «Прятки со звуком».
Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах услышите звук «ц» – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать: Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка.
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это?
Дети: Курица.
Воспитатель: Слышите звук «ц»? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.
Дидактическая игра «Кто у кого»
У львенка - львица.
У тигренка - тигрица.
У волчонка - волчица.
У лисёнка – лисица.
У медвежонка- медведица.
Сказка для Цыпы.
Воспитатель: Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит. Я вам, дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
Игра «Назови слова со звуком «Ц» из сказки»
Воспитатель: Какие слова со звуком «ц» вы услышали?
Где жили герои сказки? – в некотором Царстве.
Куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улиЦу,
Из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком, и вы своим мамам расскажите.