Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в средней группе «Водоемы — это дом для рыб» к Дню рыбок на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство» (образовательный компонент «Лепка») в средней группе «Водоемы – это дом для рыб» к Дню рыбок на МААМ
Программные задачи: формировать представления об обитателях водоемов – рыбах (строение, особенности жизни, способы приспособления к среде обитания, разнообразие видов – аквариумные, речные, морские, об общих для всех живых существ признаках у человека, животных, растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение). Расширять активный словарь детей, упражнять в подборе слов-действий, в употреблении множественного числа существительных. Закреплять представления о способах рельефной лепки, умения создавать рыбку, передавая ее характерные особенности. Развивать исследовательские умения, внимание, память, мышление, речь. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Водоемы — это дом для рыб“ к Дню рыбок на МAAM» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Материал: иллюстрации рыб, схема строения рыб, силуэт рыбки для игры,
аквариум с рыбками, корм для рыб, мяч, силуэт «Аквариум», пластилин, дощечки для лепки, силуэты рыбок.
Начало занятия:
1. Игра-приветствие «Утром солнышко проснулось»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом:
Утром солнышко проснулось, (хлопают в ладоши)
Потянулось, улыбнулось. (потягиваются, улыбаются)
Раз – росой оно умылось. (имитируют умывание)
Два – изящно покружилось. (медленно кружатся)
Три – нагнулось и присело, (наклоняются влево-вправо, приседают)
Всех лучами обогрело. (поднимают руки вверх, пальцы в стороны)
На четыре – засверкало
И добра всем пожелало! (машут руками вверху)
Ход занятия:
1. Загадка про рыбку
Задача: закрепить умение выделять существенные признаки предмета, развивать любознательность.
Воспитатель загадывает загадку:
По земле не ходит.
Плавает под мостиком
И виляет хвостиком.
Рот есть, да не говорит,
Глаза есть – не мигает,
Крылья есть – но не летает. (рыбка)
Воспитатель показывает рыбку-игрушку.
2. Словесная игра «Рыбьи хитрые вопросы»
Задача: активизировать мыслительную деятельность детей.
Кого в реке больше: рыб или карасей?
В озере кого меньше: карпов или рыб?
Рыбы относятся к природному или рукотворному миру?
Рыбы – это живая или неживая природа? Докажите.
Где живут рыбы? (в морях, реках, океанах, в аквариуме, пруду, озере и т. д.)
3. Рассказ воспитателя об особенностях жизни рыб
Задача: формировать представления об особенностях жизни рыб, способах приспособления к обитанию в воде, о разнообразии видов рыб (аквариумные, речные, морские).
Рассказ воспитатель иллюстрирует картинками.
Воспитатель: Рыбы – это одни из обитателей водного пространства. Они не могут жить без воды. В воде они дышат, едят, спят, выводят потомство. Они приспособились к жизни в воде. Кровь у рыб холодная. Дышат они жабрами. Уши раб находятся внутри головы. Плавают рыбы при помощи плавников и хвоста. Хвост как руль помогает им поворачивать влево и вправо. Рыбы, как и все живые существа, общаются друг с другом. Они издают и воспринимают звуки, которые человек может услышать с помощью специальных приборов.
4. Сравнение разного вида рыб
Задача: закрепить названию разного вида рыб (4 – 5, упражнять в умении находит сходства и различия у разного вида рыб.
Вопросы к детям:
Чем похожи рыбы?
Чем отличаются?
Воспитатель: Рыбы бывают разные: речные, морские, аквариумные. За время жизни на Земле образовалось множество различных видов рыб самых разнообразных форм и размеров, разной окраски.
5. Рассматривание схемы строения рыб
Задача: закрепить представления о строении рыб.
Воспитатель: У всех рыб есть туловище, голова, плавники и хвост. У рыб нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Все тело рыб покрыто блестящей скользкой чешуей.
Дети закрепляют строение рыбы.
6. Физкультминутка «Рыбки»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Рыбки плавают, ныряют (имитируют движения в соответствии со
словами)
Корм подводный собирают. («собирают» корм руками с пола)
Раз, два, три –
Рыбки плавают, ныряют (имитируют движения в соответствии со
И друг друга догоняют. словами)
Рыбки плавают, ныряют
Догони, догони, догони…
Рыбки плавают по дну –
Не догонишь ни одну.
Раз, два, три – замри! (останавливаются в тех позах, в которых
их застала команда)
Раз, два, три – отомри!
7. Словесная игра с рыбкой «Что умеет делать рыбка?»
Задача: расширять активный словарь детей, упражнять в подборе слов-действий к слову «рыба».
Воспитатель спрашивает у детей: «Что умеет делать рыбка?»
Дети стоят в кругу. Передают друг другу рыбку и отвечают предложением: «Рыбка умеет (плавать, кушать, дышать, глотать, погружаться, всплывать, двигаться, расти, видеть, чувствовать)».
8. Наблюдение за рыбками в аквариуме
Задача: закрепить представления детей об особенностях жизни рыб в воде.
Воспитатель рассказывает, что аквариумные рыбки питаются специальным кормом, предназначенным для аквариумных рыбок. Корм состоит из мелких высушенных и измельченных личинок.
Дети рассматривают корм для рыб.
Затем подходят к аквариуму, наблюдают за рыбками, любуются ими.
Воспитатель предлагает детям покормить рыбок.
9. Игра с мячом «Один – много»
Задача: упражнять в употреблении множественного числа существительных, закрепить название речных рыб.
Воспитатель: В озере, реке, море плавает огромное количество рыб. Давайте об этом расскажем.
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает детям мяч по очереди, добиваясь правильного ответа.
В реке не одна щука, а много (щук,
не один карась, а много (карасей,
не один ерш, а много (ершей,
не один лещ, а много (лещей,
не один карп, а много (карпов,
не один окунь, а много (окуней,
не один сом, а много (сомов).
10. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Задача: развитие мелкой моторики рук.
Рыбка плавает в водице. (дети складывают ладони вместе – «рыбка», производят волнообразные движения)
Рыбке нравится нырять. («рыбка» ныряет)
Рыбка, рыбка, озорница! (машут указательным пальцем правой руки, потом левой)
Я хочу тебя поймать. (хлопают в ладоши)
11. Продуктивная деятельность детей – рельефная лепка «Рыбки»
Задача: закрепить представления о способах рельефной лепки, развивать умение создавать рыбку, передавая ее характерные особенности. Содействовать развитию детского творчества. Воспитывать аккуратность, желание создавать коллективную композицию.
У детей силуэты рыбок. Они выполняют рельефную лепку.
Окончание занятия:
Вылепленных рыбок дети помещают в аквариум.
Получается коллективная композиция.
Итог занятия.
Вопросы к детям:
Про кого говорили сегодня?
Что нового узнали на занятии?
Какие бывают рыбки?
Названия каких рыб вы запомнили?