Татьяна Майорова
Конспект занятия в средней группе «Фокусы с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
Тема «Фокусы с воздухом»
Майорова Татьяна Адамовна, воспитатель, МБДОУ д/с №97 г. Твери
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
- знакомить детей со свойствами воздуха;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Фокусы с воздухом“» размещена в разделах
- формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, легкий, бесцветный);
- дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- выработать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах;
2. Развивающие задачи:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
4. Речевые задачи:
- развивать умение высказывать свои мнения, в процессе выполнения экспериментов;
- обогащать и активизировать словарь детей: легкий, прозрачный, невидимый, бесцветный, тяжелый.
Формы работы с детьми:
- Мотивация к выполнению экспериментальных заданий
- Беседа
- Создание проблемной ситуации
- Игровой метод
- Связь зачина и концовки занятия
- Установка на дальнейшую деятельность
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); две прозрачные чаши; два апельсина (не очищенный и очищенный); стаканы (по количеству детей); коктейльные трубочки (по количеству детей); бумажные салфетки (по количеству детей).
Предварительная работа: наблюдение за ветром; эксперименты с водой и предметами из металла, камня, песка; разучивание игры «Дует ветер»; игры с флюгерами, лентами, воздухом; беседы из цикла «Земля – наш общий дом».
Структура (части и предполагаемое их время) занятия :
№ п/п Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей Время
(в мин)
1 часть Организационный момент Воспитатель (в образе ученного) собирает детей около себя.
Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.
• Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей,
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли.
• Носит, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесется – дерево гнется.
• Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить опыты, как настоящие ученые.
Воспитатель задает детям вопросы:
Ребята, а кто из вас видел воздух?
Воспитатель: Раз мы его не видели, значит, какой воздух?
Воспитатель: Ребята, я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас. И давайте мы это с вами докажем. Для этого я приглашаю вас в свою лабораторию. Дети свободно стоят
Дети отгадывают загадки
Предполагаемый ответ детей: Облака.
Предполагаемый ответ детей: Ветер
Предполагаемый ответ детей: Воздух.
Дети высказывают свои мнения.
Предполагаемые ответы детей: прозрачный, бесцветный, невидимый.
Дети стоят около воспитателя на ковре
Проходят за воспитателем к столам.
2 мин.
2
часть Основная часть занятия.
Опыт1. С
полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель. Возьмите полиэтиленовый пакет.
Что в нем?
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим его, он стал похож на подушку. Что мы «поймали» в пакеты?
Почему сквозь пакет все видно?
Теперь раскроем пакеты и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Воспитатель: Ребята значит можно сделать вывод, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Ребята, а вы видели предметы, в которых спрятался воздух?
Воспитатель: Ребята, а еще воздух есть в апельсине. Как вы думаете, права ли я? Давайте проверим! Присаживайтесь на стульчики.
Опыт 2. С апельсином.
Воспитатель: Я положу апельсин в воду. Что происходит с апельсином?
Воспитатель: Теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит?
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод?
Правильно: воздух находится в кожуре апельсина. Воздух легче воды.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и выполним веселые упражнения. Встаньте около своих стульчиков.
Физкультминутка.
Дует ветер с высоты.
Гнуться травы и цветы.
Вправо – влево, Влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны)
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.
Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, теперь мыс вами знаем, что внутри предметов, где кажется пусто, спрятался воздух. Вот интересно, внутри человека есть воздух? Давайте проверим.
Опыт 3. С трубочкой, опущенной в стакан с водой.
Воспитатель: Ребята, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Что происходит?
Воспитатель: Так есть воздух внутри нас?
Воспитатель: Чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку – и получаются пузырьки.
Воспитатель: Понятно! Мы вдыхаем воздух, значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает?
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики.
Воспитатель: Ребята, так есть воздух внутри человека?
Воспитатель: значит можно сделать вывод, что воздух есть внутри человека.
Опыт 4. С салфеткой.
Воспитатель: Давайте возьмем салфетку, поднесем к лицу, будем вдыхать и выдыхать через нос. Что происходит?
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что когда мы вдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях? А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут сейчас?
Воспитатель: Правильно, ребята, значит можно сделать вывод, что при движении воздуха получается ветер.
Дети выполняют указания воспитателя.
Предполагаемые ответы детей: Он пуст.
Проводят опыт («ловят» воздух)
Предполагаемые ответы детей: Воздух.
Предполагаемые ответы детей: Потому что воздух прозрачный.
Предполагаемые ответы детей: В нем нет воздуха.
Предполагаемые ответы детей: мячи, воздушные шары, спасательные нарукавники и жилеты.
Дети садятся за столы.
Предполагаемые ответы детей: Он не тонет.
Предполагаемые ответы детей: Он утонул.
Предполагаемые ответы детей: в апельсине есть воздух.
Выполняют движения по тексту
Дети садятся за столы
Дети дуют в трубочки, опущенные в стаканы с водой.
Предполагаемые ответы детей: Выходят пузырьки, воздух.
Предполагаемые ответы детей: Да, есть. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Предполагаемые ответы детей: Через нос.
Дети дышат носом.
Предполагаемые ответы детей: да, воздух есть внутри нас.
Предполагаемые ответы детей: Салфетка шевелится.
Предполагаемые ответы детей: воздух движется и получается ветер.
20 мин.
3
часть Итог занятия Воспитатель : Ребята, сколько нового мы с вами сегодня узнали о воздухе?
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы.
Воспитатель: Ребята, а сейчас нам нужно вернуться в детский сад, возьмем в руки наши волшебные шары и отправимся в путь.
Вот мы с вами в детском саду, на этом наше путешествие закончилось.
Я хочу поблагодарить за проделанную работу и подарить вам подарки – воздушные шарики. Расскажите своим родителям, о том, где сегодня были, что узнали о воздухе, надуйте вместе с ними воздушные шары и поиграйте.
А мне пора возвращаться в свою лабораторию.
До свидания! Дети закрепляют полученные знания (перечисляют все, что узнали о воздухе и его свойствах)
Дети передвигаются вместе с воспитателем на ковер в игровую зону.
Дети мотивированы на познавательную деятельность и сотрудничество с родителями 3 мин.