Марина Сергеевна Кузнецова
Конспект занятия в средней группе «Растительный мир зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе "Растительный мир зимой"
«Как живут растения зимой?»
Игровое занятие для детей средней группы
Цель:
Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.
Задачи:
- уточнить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
Темочки:
- учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей;
- продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки товарищей;
- развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
Организационный момент:
Внести в группу паровоз. Предложить детям прогулку на поезде к опушке леса.
Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Чох-чох, чу-чу
Я далёко укачу.
«Подъезжают» к картине с изображением зимнего пейзажа.
Воспитатель: ребята, какое время года изображено на картине?
- Зима.
Воспитатель: - – Как мы узнаем зиму?
- Зимой бывает холодно, земля покрыта снегом. Вода в речке, озере замёрзла, образовался лёд. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных - остаются иголки. Небо часто бывает серым, на нём облака, тучи, из которых идет снег.
Воспитатель: Что можно еще рассказать о зиме? (составление рассказов по моделям времена года)
Воспитатель: Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Ребята, я вас приглашаю пойти в глубь леса.
Физкульминутка
- Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).
Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками).
Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).
Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).
Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").
На землю красиво ложатся. (кружась приседают).
Воспитатель подходит к Березе. - Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!
Береза: (воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)
Воспитатель: - Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!
Береза: - Эх, вы! Я к зиме свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!
Воспитатель:- Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете? Как зиму зимуете?
Береза. - Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем! (засыпает)
Воспитатель. - Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!
Берё за: - Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. А так упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)
Воспитатель: А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает – сбрасывает. А на каких еще деревья листья опадают? (осина, рябина, черемуха) А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка - зеленые иголки! Нет, и она спит!
Ель: - Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то - же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!
Воспитатель:- А кто еще не сбрасывает листья (сосна, кедр). - Ребята, какие растения можно встретить зимой в лесу? У меня на столе лежат картинки разных растений. Отберите те, которые можно встретить зимой.
Д/игра «Что растёт зимой в лесу»
(пока играет музыка, дети изображают ходьбу по сугробам. Затем берут карточки и выкладывают на наборное полотно. Растения, которые встречаются зимой (деревья) – возле картины с изображением зимы, остальные к картине - лето).
Воспитатель: - Почему же растения не цветут зимой?
Дети: - Зимой холодно, мало света. Почва замёрзла, нет влаги.
Воспитатель: – Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва)
Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений.
Воспитатель: - Жалко деревья, которые мёрзнут в лесу. Ребята, давайте нарисуем большое солнышко, чтобы стало теплее, и поскорее наступила весна.
Коллективное рисование.
На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети кистями рук рисуют лучики солнца.
Игра (эмпатия)
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни
Наше туловище –ствол
Наши руки – это ветви
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
Воспитатель: - На этом наше путешествие в зимний лес подошло к концу.
Итог: - Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.
- Я приготовила для вас веточки с деревьев, но с каких, я не знаю. Мы поставим их в воду и, когда распустятся листочки, мы с вами узнаем, что это за дерево.